Не прошло и недели, как в стране закрылся весьма авторитетный университет «Кавказ». Произошел вроде бы обычный случай – учредитель университета уведомил Министерство образования Азербайджана о закрытии этого учебного заведения. И Минобразования должно поступить с ним в соответствии с установленными в стране правилами.
Как сообщает AZE.az, однако в Азербайджане, где каждый университет на особом счету, люди относятся к ним с особым вниманием, любые изменения в них сразу становятся предметом широких дискуссий в обществе, пишет haqqin.az. В этом отношении «Кавказ» представлял особую значимость, так как данный университет давно связывали с именем лидера секты нурсистов Фетхуллаха Гюлена. А после провалившейся попытки госпереворота в Турции, главным организатором которой назван Гюлен, этот вопрос привлек еще больше внимания.
Естественно, терять такой сильный и прогрессивный университет Баку не желал, да и народ этого мог не допустить, его выпускники ценились в стране и за ее рубежами высоко. И «Кавказ» передали в подчинение Бакинской высшей школы нефти, которая, как известно, имеет прямое отношение к Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR). Как сказал вице-президент SOCAR Халиг Мамедов, студенты продолжат свое обучение в прежнем режиме, профессорско-преподавательский состав останется на работе. А в Минобразования, в свою очередь, создается рабочая группа, которая организует процесс трансферта студентов в другие учебные заведения.
Казалось бы, расставлены все точки над «i», но пересуды продолжаются по сей день. И не только общественность проявляет активность в этом, но и некоторые СМИ, которые не перестают придавать каждому шагу политическую окраску, вновь взялись за свое. В своих просторных рассуждениях они доходят до обвинений в адрес президента SOCAR Ровнага Абдуллаева, пытаясь связать этого далекого от религии человека с религиозным сектантством – мол, он лично заинтересован в том, чтобы не только сохранить, но и далее развивать в Азербайджане систему нурсистских учебных заведений. И основанием для этого им служит другое событие двухлетней давности.
В июне 2014 года, когда правительство Турции начало широкую кампанию против нурсистов, в том числе и их распространенной даже за пределами страны образовательной системы, Баку в числе первых поддержал инициативу Анкары. В Азербайджане тоже существовала широкая сеть гюленистских (нурсистских) школ, и, надо отметить, все они пользовались у населения большим авторитетом, чем многие платные школы. Терять эти школы было нельзя, они действительно готовили хорошо образованных учеников, многие из которых добивались наград на международных олимпиадах. Тогда решением правительства все эти школы были переданы SOCAR.
После такого решения в обществе стали муссироваться слухи о причастности SOCAR к нурсизму – назывались даже имена конкретных руководителей, которые были близки к данному течению. Все эти слухи, распространяемые, безусловно, умелыми руками, строились таким образом, чтобы было ясно видно: во главе этой пирамиды стоит именно Ровнаг Абдуллаев, который, в свою очередь, выходит на политическое руководство страны. Абсурд, конечно, но именно на таких абсурдах и пытаются строить свою программу критики SOCAR и Абдуллаева. И потому такие слухи долго не могли продолжаться – и SOCAR, и правительство Азербайджана в целом всегда поддерживали Анкару, в том числе и против гюленистов. Об этом, кстати, не раз официально заявляли руководители братской страны и лично президент Эрдоган.
Но, видимо, злопыхатели правительства вовсе не намерены извлекать уроки прошлого. Прошедшие два года это ясно показывают. Стоило передать SOCAR университет «Кавказ», как они вновь принялись мусолить старую тему, мол, вот оно – лишнее доказательство причастности руководства азербайджанской компании к заморскому нурсизму. Иначе зачем передавать ей все образовательные учреждения этой секции. И никак они не хотят понять, что делается это вовсе по другим соображениям.
Еще раз хочется повторить, что школы нурсистов и «Кавказ» считаются по сей день одними из сильнейших учебных заведений страны, правительство не желает терять столь мощную образовательную базу – достаточно сменить руководство и поставить перед ним новые задачи.
А поскольку у этих учебных заведений хорошее образование построено на мощной материальной базе, то и переданы они на баланс не Минобразования, а SOCAR. У министерства нет возможности выделять этим учебным заведениям больше средств, чем своим традиционным средним или высшим школам, да и негоже это – выделять одних на фоне других. Вот они и оказываются на балансе нефтекомпании, которая и сама, думается, рада была бы избавиться от столь широкой не свойственной ей образовательной сети. Ведь это все же нефтяная компания и должна добывать нефть, а не школами заниматься. Но что делать, если именно ей правительство поручает самые сложные задачи, с которыми компания с честью справляется. И взял Ровнаг Абдуллаев «Кавказ» на баланс SOCAR вовсе не из-за любви к нурсистам, а чтобы сохранить университет, готовить хороших специалистов, очистив его от нурсизма.
Да, перед SOCAR поставлена важная задача – сохранить и развить ту образовательную базу, которую здесь оставили нурсисты, но при этом очистив ее от всяких элементов нурсизма. Это очередная важная социальная задача, которую компании предстоит решить в ближайшие годы. Думается, именно этот фактор, когда самая мощная коммерческая госструктура выполняет одновременно и важнейшие социальные проблемы страны – от образования до спорта, – не дает покоя многим. И не только в стане оппозиции, но и среди своих же скрытых противников – чиновников, не говоря уже о внешних силах. Ведь подрыв авторитета SOCAR означает одновременный подрыв и правительства Азербайджана. А недругов у нас немало.