Банковские аномалии курса маната даже стали предметом серьезного обсуждения в Милли Меджлисе.
Как сообщает AZE.az, спекулятивные игры, которые навязывает населению Азербайджана его банковская система, не выдерживают уже никакой критики, пишет haqqin.az. Наш несчастный манат оказался в руках то ли неумелых банкиров, то ли людей, задавшихся целью добиться окончательной утери к нему доверия со стороны своего народа. Стало уже традицией, когда только-только стабилизирующийся курс маната вдруг резко начинает падать, а через некоторое время вновь начинается его рост. Банки на этом наживаются – это уже понимают все. Но народ теряет. Терпит и теряет. И не только деньги, но и доверие к банковской системе. Почему на них не находится управы, вот вопрос, который волнует людей.
Дошло до того, что банковские аномалии курса маната стали предметом серьезного обсуждения в Милли Меджлисе. Так, выступивший на заседании парламентского комитета по экономической политике депутат Вахид Ахмедов заявил, что граждане испытывают большие проблемы с возвратом своих депозитов. «Нам поступает очень много жалоб. Мы не являемся сторонниками закрытия банков. Мы за их консолидацию. Потому что при закрытии банков больше всего страдают простые люди», – сказал он.
Депутат посетовал и на то, что, даже имея экономическое образование, он не понимает сути процессов, происходящих в банковском секторе. «Они проводят свои операции, усилив на 5-10 дней курс национальной валюты. После этого снова опускают курс маната. С людьми нельзя так обращаться. Многие граждане не могут получить свои депозиты. А руководителям банков до них нет дела, потому что все они являются миллионерами. Кроме того, за каждым банком стоят конкретные люди», – сказал депутат.
К критическим выступлениям депутата Вахида Ахмедова в адрес банков мы уже привыкли. Это и понятно, депутат более других понимает механизм банковских махинаций и защищает права простых людей. Но на этот раз он поведал такую историю, в которую простым азербайджанцам трудно поверить – бывший депутат Милли Меджлиса Гюляр Ахмедова не может получить свой вклад из закрывшегося на днях Bank Standard. По его словам, у Ахмедовой в банке остался вклад в 27 тыс. долларов, она желает забрать свой вклад, однако руководство закрывшегося банка чинит ей в этом препятствия.
«Ей говорят, что курс доллара изменился, мол, когда она открыла свой счет в банке, доллар стоил 78 гяпик. Сегодня же один доллар равен 1 манату 60 гяпик. Поэтому «мы возвращаем тебе 17 тыс. долларов». Спрашивается, кто в этом случае вернет Гюляр Ахмедовой остальные 10 тыс. долларов?» – задался вопросом В.Ахмедов.
Ну, если уж бывший депутат, связям и возможностям которой может позавидовать немало людей, не может получить свои деньги, то что же говорить о простых смертных, которых просто гонят от банковских ворот. На эту же тему выступил и другой депутат – Али Масимли. Он коснулся проблемы долларовых кредитов и призвал Палату по надзору за финансовыми рынками защищать права простых людей, а не интересы крупных банков.
А вот председатель ЗАО «Азербайджанские железные дороги», депутат Джавид Гурбанов заявил о необходимости ослабления зависимости граждан Азербайджана от банков и, наоборот, повысить зависимость банков от граждан. По его словам, банки говорят и делают, что хотят. «Не надо бояться девальвации, надо просто повысить заработные платы, чтобы жизнь людей улучшилась. В свою очередь, нам необходимо повышать экспорт отечественной продукции на зарубежные рынки, что позволит снизить зависимость от импорта», – призвал глава АЖД.
Простая, но давно забытая истина. Не мы должны зависеть от банков, а банки от нас, ведь они только и живут тем, что крутят наши деньги, наживая при этом немалые проценты. Банки – это не средневековые менялы-ростовщики, хотя и те не так нагло не дурили клиентов даже при отсутствии всякого контроля над их деятельностью. Сегодняшние банки призваны служить народу, экономике страны в целом. И контроль за этой сферой лежит на плечах государства, которое создало с целью наведения должного порядка Палату по надзору за финансовым рынком. Как же на это реагирует Палата? Ждать ответа депутатам пришлось недолго.
На их вопросы ответил присутствующий на заседании председатель Совета директоров Палаты Руфат Асланлы. По его словам, возглавляемое им ведомство стоит «на страже интересов государства и народа». Палата планирует объединить проблемные активы банковского сектора под одной крышей. Правительство уже обсуждает вопрос институционализации управления проблемными активами. Соответствующий отчет уже представлен в Администрацию президента, а Совет финансовой стабильности работает над тем, в какой форме это будет работать. Решение, скорее всего, будет принято в ближайшие дни. Кроме того, Палата не считает объединение банков эффективным шагом в этом направлении.
«Мы против принудительного объединения банков или страховых компаний. Будучи регулятором финансового сектора, мы считаем такой шаг безуспешным. Финансовая история Азербайджана подтверждает это: мы и раньше экспериментировали с этим (объединением банков). Такой шаг не дает никаких результатов. Во-первых, объединение двух групп людей в один банк невозможно, потому что это приводит к проблемам в руководстве. Во-вторых, при объединении банков две проблемы просто суммируются и превращаются в одну большую проблему. Иными словами, будем мы решать две проблемы или одну большую проблему – сути не меняет. Но, взяв за основу мировую практику реструктуризации и оздоровления банковского сектора, мы подготовили дополнения в закон "О банках" и другие законы».
То, что глава палаты вспомнил про мировую практику реструктуризации и оздоровления банковского сектора, заслуживает похвалы. Но почему-то он напрочь отметает другую мировую практику – объединение банков. Объединение ради выживания, улучшения эффективности. Мнение о суммировании при этом двух проблем «в одну большую проблему», просто не выдерживает критики. А «в невозможности объединения двух групп людей в один банк в связи с проблемами в руководстве» есть вина и самой Палаты. Видимо, она так и не сумела разъяснить владельцам банков преимущества такого объединения. Ведь в мировой практике объединяются куда более крупные банки и компании, которые при этом легко решают вопрос управления.
Непонятна и другая реплика главы Палаты, по словам которого банки выдавали кредиты не за счет своих средств, и поэтому люди должны вернуть взятые кредиты, чтобы банки смогли выполнять свои обязательства. Но что это за правило такое, когда вину за ответственность перед одним человеком возлагают на другого, который не возвращает долг. Ведь в договоре с клиентами банки такие проблемы не указывает. Такие рассуждения не принимают даже «авторитетные» разборщики, а высокопоставленный госчиновник… Он утверждает, что Палата подготовила проект дополнений к нынешнему банковскому законодательству, в том числе к закону "О банках", для разграничения проблемных активов и обязательств, осуществления передачи здоровых активов действующим банкам, объединения проблемы с целью их урегулирования.
Такое мы наблюдали на примере миллиардных проблемных активов Межбанка, которые переложили на ЗАО «Аграркредит». Но Межбанк – крупнейший банк, который к тому же готовят к приватизации. А тут речь идет о проблемных активах непонятно каких банков. К чему это может привести, трудно предсказать. И если Межбанк в конечном счете решили оздоровить за счет бюджета, как будет это происходить со всеми другими банками? Неужто опять мы будем расплачиваться за то, что местные банкиры не хотят умерить свой аппетит? И сколько это будет повторяться, зачем гражданин должен потакать капризам банкиров? К тому же, если процесс оздоровления Межбанка еще идет, то о втором таком же проблемном банке Bank Standard этого уже не скажешь, он просто закрыт. А ведь его Палата тоже называла системным и туда тоже ухлопали бюджетные деньги, объем которых почему-то скрывают.
Р.Асланлы рассказал депутатам и о другой проблеме коммерческих банков – они имеют проблемы с реализацией обязательств в иностранной валюте. Если до двух девальваций на долю валютных кредитов приходилось 47% банковских кредитов, после них объем этих кредитов вырос вдвое в манатном выражении. Поэтому возникли проблемы с их погашением. Но банки осуществили это кредитование не за счет собственных ресурсов. Кредитные вложения составляют 16 млрд. манатов. Они привлечены у населения и за счет депозитов для бизнеса. 80% депозитов размещено в валюте. Если банки не смогут получить свои средства обратно, их ожидает судьба Bank Standard. «Необходимо системное решение вопроса. «Мы предотвратили разрастание проблемы за счет ограничения долларового кредитования». Да, решение нужно. Но скоро исполнится год после второй девальвации, а ситуация в банках не улучшается.
И уж совсем непонятно, как собираются компенсировать потери некоторым вкладчикам Bank Standard, объявленного банкротом 1 октября, в иностранной валюте. Согласно закону «О страховании вкладов», если вкладчик хранит на счету в банке средства в двух валютах, то эти деньги суммируются и компенсации возвращаются в манатах. Правительство не возвращает клиентам их средства, а платит компенсации по вкладам. Мол, если кто попал в аварию, то страховая компания не дарит ему новый автомобиль, а выдает компенсацию в национальной валюте. Интересная логика, не правда ли.
Люди итак в очередь в банки не выстраиваются, опасаясь доверить свои сбережения финучреждениям непонятного назначения. А после таких заявлений, думается, и вовсе потеряют желание иметь дело с банками. Ну сами подумайте, в манатах вклады девальвируются и никто их не компенсирует вообще. В долларах вклады не просто возвращаются в полном объеме, а «компенсируются» опять-таки в ущерб вкладчикам. Кому нужны такие банки – пусть сами себя и кормят, а вернее грабят… Или закрываются. А вот правительству действительно стоит задуматься, и не только о том, как оздоровить банки, но и над тем, как их поставить на службу народу, государству.