"Какой путь скорее вернет нам наши земли, тому будет отдано предпочтение", – заявил член политического совета партии "Ени Азербайджан", депутат Милли меджлиса Азербайджана Айдын Мирзазаде.
Как передает AZE.az со ссылкой на SalamNews, член политического совета партии “Ени Азербайджан”, депутат Милли меджлиса Азербайджана Айдын Мирзазаде прокомментировал процесс урегулирования конфликта.
– Как Вы оцениваете процесс переговоров по нагорно-карабахскому конфликту и сложившуюся ситуацию?
– В первую очередь нужно отметить, что проблема создавалась столетиями и решить ее в короткие сроки невозможно. Вторая характеристика проблемы состоит в том, что он вышел за пределы отншений двух государств и перерос в вопрос международного значения. Решение проблемы предусматривает вопрос об обязательном обеспечении территориальной целостности и не предъявлении сторонами территориальных притязаний. Армения нарушает оба принципа. Она имеет территориальные притязания ко всем соседним странам. И при этом оккупировала азербайджанские земли. У этой проблемы два пути решения: военный и дипломатический. Сейчас для Азербайджана оба варианта актуальны. Азербайджан работает над обоими вариантами, и какой вариант поможет скорее вернуть нам наши земли, тому и будет отдано предпочтение.
В дипломатическом аспекте осуществляется деятельность, которая дает определенные результаты. После сочинской встречи президентов Азербайджана и России появились определенные надежды. Несомненно, многое зависит от понимания Арменией, что существующая проблема наносит урон в первую очередь ей. Чем быстрее Армения поймет это, тем быстрее решится проблема. Иначе Азербайджан всерьез задумается о скорейшем переходе ко второму пути. Посредничество России достойно похвалы, и думаю, в определенной мере влияет на разрешение проблемы. В любом случае во всем мире летний сезон вносит перерыв даже в политике. Полагаю, с сентября в этой сфере произойдет активизация.
Нужно отметить, что проведение встреч на высшем уровне по урегулированию конфликта в июле-августе, визит в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ показывает серьезный интерес международного мира к проблеме. В настоящее время на Южном Кавказе существует ряд проблем. Но до освобождения азербайджанских земель из армянской оккупации ни одна из проблем разрешена не будет.
– Не удавшиеся трехсторонние встречи президентов и отсутствие интереса президента Азербайджана ко встрече глав государств СНГ сформировало мнение, что дипломатические возможности решения проблемы исчерпаны. Согласны ли Вы с этим мнением?
– Думаю, это необоснованные утверждения. Нет никаких причин для подобных мыслей. Встреча президентов прошла, стороны высказали свои позиции. А то, что после сочинской встречи не было сделано заявления, еще не говорит об отсутствии результата.
Участие или не участие в саммитах – это право глав государств. Президент Азербайджана в данном случае предпочел, чтобы страну на саммите представил премьер-министр. Думаю, в любом случае, каждый шаг предпринимается с учетом интересов Азербайджана.
– Недавно германский омбудсман сделал заявление порекомендовал официальному Баку извлечь урок из событий в арабских странах. Насколько соответствует дипломатическим нормам подобное заявление?
– Я расцениваю это как дипломатический скандал. Полагаю, германский омбудсман должен официально извиниться перед Азербайджаном. Визит омбудсмана в Азербайджан в первую очередь связан с обменом мнениями, ознакомлением с опытом. Однако германский уполномоченный выступил в Азербайджане как один из лидеров оппозиционных партий. Словно Азербайджан – один из отделов его аппарата, и он может в любом тоне, в любой форме говорить с ним.
Не думаю, что германского омбудсмана поблагодарили бы, выразись он в этом же тоном о германском политике, внутренней политике. В самой Германии вмешательство во внутреннюю политику воспринимается отрицательно. Германский омбудсман превысил полномочия, грубо вмешался в процесс борьбы за власть. Мы учимся у Европы, в частности Германии, политической культуре, правовой государственности, исполнению каждым лицом своих полномочий. Действия германского омбудсмана недопустимы. Я жду резкой реакции органов власти Азербайджана в связи с данным вопросом.
