Депутат Госдумы: «Москве не нравится, что Азербайджан ведет себя на равных с Россией»

«Многим на Западе нравится, когда ты идешь в их мейнстриме, выполняя то, что им нравится. Но если следовать этим путем, будешь не независимым государством, а вассалом. Азербайджан быть чьим-то вассалом не хочет. Поэтому я не считаю, что эта грязная кампания должна как-то волновать Баку. Ильхам Алиев проводит независимую политику, и такая политика должна продолжаться»,  – заявил российский депутат.

Как передает AZE.az, ситуация в мире в целом и на Южном Кавказе, в частности, меняется с калейдоскопической быстротой. Гражданская война в Сирии, наплыв беженцев в Европу, неурегулированность карабахского конфликта на протяжении более чем двух десятков лет, охлаждение отношений между Азербайджаном и Западом – весь ход нового геополитического разворота происходит на наших глазах.

Свою оценку этих и других событий в мире Haqqin представил первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по международным делам, известный российский депутат Леонид Калашников.

– Леонид Иванович, начнем с вопроса, который волнует сегодня многих – для чего России Сирия? Следовало ли РФ отправлять свои воинские подразделения в эту страну, учитывая печальный опыт «помощи братскому народу» в Афганистане?

– В Афганистане была совершенно иная ситуация. Там само правительство республики попросило СССР о военной помощи. В Сирию же Россия не отправляла свой воинский контингент, мы вообще не собираемся отправлять туда регулярные войска. Для того чтобы отправить в Сирию регулярные войска, необходимо как минимум решение Совета Федерации. Такого решения не было, и российские войска в Сирию пока никто и не думал отправлять.

Речь идет о военно-технической помощи Сирии, о поставках в эту страну российского вооружения в соответствии с международными правилами. Как известно, Россия является вторым экспортером вооружения в мире после США. Помощь Сирии оказывается в рамках предварительной оплаты, которая поступила от Дамаска. Не более того. Туда вместо «С 300» отправляется обычное войсковое вооружение оборонительного характера. Соответственно, это вооружение кто-то же должен обслуживать. Вот наши военные советники и обучают сирийцев, как пользоваться приобретенным у России вооружением. Не больше.    

Лично я выступаю против «афганского сценария», то есть отправки туда российских войск, хотя некоторые российские политологи предлагают это сделать. Нам не следует ввязываться в происходящее в Сирии.  

– Сегодня НАТО вплотную приблизился к границам России. При этом в Североатлантическом блоке не скрывают, что Россия остается если и не главным, то, по крайней мере, вероятным противником. Каким образом Москва может ответить на активность НАТО? И есть ли у нее на это силы и возможности?

– Слава Богу, силы у России еще есть. Если бы этих сил у нас не было, то Россия последовала бы за Югославией, которую бомбила авиация НАТО. У России есть силы, которые сдерживают агрессивные планы против нее. Я имею в виду ядерный щит и программу перевооружения, которую мы приняли.

Если в НАТО нас считают вероятным противником, то на здоровье. Мы всегда готовы ответить, в том числе по периметрам нашей границы, включая Калининградскую область. Но мы не собираемся открывать новые военные базы за пределами страны. Напротив, мы в знак доброй воли закрыли свои военные базы во Вьетнаме и на Кубе, а вот НАТО, наоборот, стал продвигаться еще активнее к нашим границам, заверяя нас при этом, что, мол, это не направлено против России. Теперь истинное лицо альянса проявилось во всей красе. Конечно, не учитывать эту угрозу мы не можем, поэтому и усиливаем обороноспособность, в том числе вдоль всей государственной границы. 

– На днях в Европарламенте появилась резолюция, направленная против Азербайджана. Вы полагаете, что этот документ может нести определенные политические и экономические риски для Азербайджана?

– Считаю, что Азербайджан проводит политику, направленную на обеспечение собственной безопасности. Если это кому-то не нравится, в том числе Европарламенту, то на здоровье, принимайте сколько угодно и какие угодно резолюции.

Такого рода резолюции напринимали в свое время против Александра Лукашенко, а сейчас – против России. Но мы не одобряем эти резолюции, так как считаем неотъемлемым правом каждого государства быть хозяином у себя в стране. В то же время не думаю, что отношения Азербайджана с Европой непременно ухудшатся. Но в любом случае, если власти Азербайджана считают, что проводят правильную политику, то им не следует размениваться и слишком эмоционально реагировать на эти резолюции. К изменению политики Баку они все равно не приведут. Собака лает, караван идет.      

 – И все же, кому на Западе выгодна, по-вашему, кампания против Азербайджана? Ведь это началось не вчера и не с резолюции Европарламента. У всех на памяти, как реагировал Запад на проходившие в Баку Европейские игры. Может ли это быть отместкой Баку за сближение с Россией?

 – К сожалению, никому не нравится сильное государство, а также сильное, мудрое правление. Многим на Западе нравится, когда ты идешь в их мейнстриме, выполняя то, что им нравится. Но если следовать этим путем, будешь не независимым государством, а вассалом. Азербайджан быть чьим-то вассалом не хочет. Поэтому я не считаю, что эта грязная кампания должна как-то волновать Баку. Ильхам Алиев проводит независимую политику, и такая политика должна продолжаться.

Может ли эта антиазербайджанская кампания быть в отместку за дружбу с Россией? Конечно, может. Но я знаю, что Азербайджан и в отношениях с Россией отстаивает свои интересы. Многим в России, кстати, это порой не нравится. Москве не нравится, что Азербайджан ведет себя с Россией на равных, а не так, как им хотелось бы. Но я всегда говорю в таком случае: Азербайджану тоже может многое не нравиться в политике России, но это не значит, что мы должны подчинять интересы Азербайджана своим, а свои интересы – азербайджанским. Нужно работать на основе взаимной выгоды.  

 – Еще один вопрос, который невозможно не задать. На днях вы заявили, что России не стоит помогать Европе в решении проблем с беженцами. При этом подчеркнули: «Если посчитать, у нас мигрантов побольше, чем в Европе. Пусть им Америка помогает. России некому помогать, что ли? У нас есть Армения, Азербайджан». Что вы имели в виду? О какой помощи Азербайджану идет речь? В решении карабахского конфликта?

– Я имел в виду, что у нас есть свои проблемы на пространстве СНГ. В том числе, с неурегулированными территориальными конфликтами. И России нужно тушить пожары не где-нибудь в Греции, а здесь, у себя, например, в Забайкалье. То же самое касается и упомянутой проблемы между Азербайджаном и Арменией. Здесь миротворческая миссия России заключается в том, чтобы сделать все возможное для разрешения стоящей как кость в горле проблемы Нагорного Карабаха.

Как это сделать? Это не предмет моей компетенции, но эта болезненная проблема, которая должна волновать Россию, Азербайджан и Армению. Вот эту проблему и нужно решать, вместо того чтобы, как предлагают некоторые эксперты, заниматься проблемами беженцев в Европе.