В Армении – очередной политический шок. На сей раз – в связи с наметившимся потеплением в отношениях Москвы и Анкары.
Как передает AZE.az, о том, что такое развитие событий вряд ли обрадует Армению, на своей странице в Facebook отмечал российский политолог Андрей Епифанцев, пишет echo.az. "В Армении наступит траур. И дело даже не столько в невозможности реализовать свое страстное желание руками русских отомстить своему врагу, сколько в ухудшении позиций самой Армении.
Сложатся два разнонаправленных процесса: получится, что отношения Турция – Россия и Турция – Азербайджан укрепились на фоне охлаждения отношений Армения – Россия по причине усиления антироссийских настроений в самой Армении и озабоченности из-за очевидного несрабатывания предыдущей 20-летней парадигмы военно-дипломатического удержания статуса-кво в Карабахе.
Все в комплексе это может быть опасно и выходов из чего два: Воздействие на общество с целью снижения антироссийских настроений, либо дрейф в сторону Запада с целью сбалансировать ослабление на российском участке – и оба они проблемны и опасны…", – отметил он
Набирающие силу ереванские "западники" не скрывают своего воодушевления. Доктор политологии Левон Ширинян в интервью ереванскому "Первому информационному", комментируя озвученные на днях извинения президента Турции Эрдогана Владимиру Путину, заявил, что, по утверждению тюркологов, Эрдоган скорее выразил сожаление, нежели попросил прощения.
И вообще, согласно его прогнозам, признание Берлином "геноцида армян" должно было привести к исценировке "русско-турецкой свадьбы на Кавказе", что и произошло.
Теперь же, уверен Ширинян, Армения также может пересмотреть свои отношения с разными странами: "Армения никому не давала клятвы в верности, будет нужно – поменяем своих союзников. Если Россия предпочитает сдать Кавказ туркам, значит, мы должны подумать о сближении с Европой или другими странами".
Звучит, что и говорить, красиво. Одно плохо: осуществить эти рекомендации на практике в условиях нынешней зависимости Армении от России вряд ли возможно даже теоретически.
Это обстоятельство, впрочем, не мешает армянским политикам изображать кипучую деятельность на западном направлении. А политологам и прочим представителям "болтающего класса" – убеждать, будто подобный маневр может быть осуществлен на практике.
Определенную пищу для размышлений дает здесь визит в регион действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. По понятным причинам, региональное экспертное сообщество отслеживало главным образом "карабахский" тренд визита.
И мало кто обратил внимание, что президент Армении Серж Саргсян, принимая находящегося с визитом в Ереване действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, коснулся и двусторонних отношений Армении и Германии.
Как сообщает пресс-служба главы государства, Саргсян отметил, что динамика взаимных визитов и контактов свидетельствует о высоком уровне дружественных отношений между Арменией и Германией.
Собеседники обсудили также вопросы сотрудничества Армения-Евросоюз. Президент выразил надежду, что переговоры вокруг нового рамочного соглашения Армения-ЕС, четыре этапа которых уже с успехом состоялись, в обозримом будущем завершатся, и стороны получат новый документ, нацеленный на развитие отношений, передает РИА "Новости".
А днем ранее премьер-министр Армении Овик Абрамян провел встречу с послами стран-членов ЕС во главе с послом ЕС в Армении Петром Свитальским, в ходе которой заявил, что ожидает в обозримом будущем успешной разработки нового правого документа по сотрудничеству с Евросоюзом.
Премьер отметил, что несколько дней назад в Брюсселе прошла четвертая встреча в рамках переговоров вокруг нового документа между Арменией и ЕС.
"Мы полны решимости продолжить широкомасштабные реформы в Армении", – сказал Абрамян, подчеркнув, что сотрудничество с ЕС способствовало проведению реформ в сферах экономики, юстиции и госуправления. По словам премьера, для Армении имеет большое значение также процесс упрощения визового режима и реализация соглашения о реадмиссии.
Затем выдавил: Армения, являясь членом ЕАЭС, заинтересована в установлении сотрудничества между ЕАЭС и ЕС и готова оказать всяческое содействие формированию данного диалога.
В свою очередь Свитальский сказал, что несмотря на существующие вызовы, отношения Армения –ЕС демонстрируют положительную динамику. Он выразил уверенность, что подписание соглашения придаст новый импульс расширению и углублению сотрудничества между Арменией и ЕС.
Тема для Армении достаточно болезненная. Напомним: Ереван вел с ЕС активные переговоры о подписании с ЕС соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли. Сделать это предполагалось в ноябре 2013 года на саммите в Вильнюсе.
Переговоры шли под аккомпанемент разговоров о "европейском цивилизационном выборе", "независимой и комплементарной внешней политике" и т.д.
Пикантность же ситуации состояла в том, что Армения при этом находилась (и находится) в сильнейшей политической и экономической зависимости от России. И с ней же "сотрудничала в сфере безопасности". А в Москве прямо давали понять, что дружить одновременно и с Россией, и с Европой не получится.
Можно строить множество версий, объясняющих поведение Армении. Возможно, там и впрямь верили, что Европа, впечатлившись "цивилизационным выбором", сделанным "многострадальным армянским народом", осыпет Ереван преференциями и возьмет на содержание куда более щедрое, чем это было во время дружбы с Москвой.
Впрочем, не исключено, что все было куда прозаичнее. И, как уже писала наша газета, в Армении собирались максимально затянуть паузу, в течение которой Ереван "рассматривал предложения" о вступлении в Таможенный союз и подписании соглашения об ассоциации с ЕС, и таким нехитрым образом навязать своим партнерам этакий "приватный аукцион": кто предложит Армении более выгодные условия союза.
Но окончательное решение не высказывать до последней минуты. Тем более что на кону были не только эфемерные рассуждения об "историческом союзе" с одной стороны и "цивилизационном выборе" с другой.
В Ереване делали серьезную ставку на обещанную Евросоюзом "донорскую конференцию" и солидный транш европейской финансовой помощи – аж до двух миллиардов евро. Другой кредит обещала Москва.
В Ереване явно рассчитывали получить оба. Но уже 3 сентября того же года, как раз накануне саммита в Вильнюсе, Серж Саргсян отправился в Москву, где заявил, что его страна передумала интегрироваться с ЕС и вступает в Евразийский союз.
В Европе испытали легкий шок. А затем объявили, что будут готовить с Арменией новое всеобъемлющее соглашение – с учетом ее членства в ЕАЭС. "В переводе": речь идет о подписании рабочего документа, регулирующего вопросы виз, налогообложения и т.д. и никоим образом не затрагивающего эфемерных вопросов вроде "цивилизационного выбора".
Более того, все эти многообещающие заявления звучали вскоре после того, как парламент Армении послушно проголосовал за соглашение о создании единой с Россией системы ПВО.
Это решение, правда, вызвало в обществе некоторые споры, но власть их уверенно пресекла. Во всяком случае, глава парламентской фракции правящей Республиканской партии Армении Ваграм Багдасарян остудил пыл своих коллег-законодателей в полном соответствии с ереванской политической модой.
По его словам, общество Армении осведомлено о соглашении по созданию объединенной системы ПВО с Россией, но вот 4 демонстранта и 4 оппозиционера не то, что не осведомлены, а у них нет желания быть осведомленными.
"Какие им условия не предложишь, какие пояснения не предоставишь, они настроены в ином направлении. Этот формат очень интересный – 4+4+114, то есть четыре представителя гражданского общества, четыре оппозиционных депутата, 114 сторонников.
Есть некоторые группы людей, для которых вообще непозволительны ЕАЭС, ОДКБ или соглашение о ПВО с Россией, а для остальной части недопустимы ЕС, ПАСЕ, НАТО. Мы не можем доверить судьбу безопасности нашей страны этим людям", – цитирует Багдасаряна News.am.
В конце же, обратившись к депутату Заруи Постанджян: "Детка, не любишь русских, твое дело" – он вообще посоветовал не использовать для этого трибуну парламента. Причем в таких выражениях, которые в газете привести никак не получится.
А на таком фоне Армении точно не до смены политических ориентиров.