Владимир Путин хотел при помощи "газового рычага" продемонстрировать важнейшему клиенту – Европе, кто тут главный. В результате имидж газового концерна "Газпром" в один миг оказался испорчен и "столь же быстро многие государства ЕС увидели необходимость покончить с односторонней зависимостью от своего крупнейшего поставщика.
Как передает AZE.az, во время газового конфликта между Россией и Украиной в 2006-2007 годах российский президент Владимир Путин хотел при помощи "газового рычага" продемонстрировать важнейшему клиенту – Европе, кто тут главный. В результате имидж газового концерна "Газпром" в один миг оказался испорчен и "столь же быстро многие государства ЕС увидели необходимость покончить с односторонней зависимостью от своего крупнейшего поставщика", пишет Эдуард Штайнер на страницах Die Presse.
"Может, это и преувеличение, но, несколько перефразируя "Фауста" Гете, можно сказать, что Путин является частью той силы, которая не всегда хочет непременно сделать добро, но делает его вопреки своей воле", – отмечает журналист.
Руководитель Европейского центра по энергетической и ресурсной безопасности (EUCERS) Франк Умбах сказал в беседе с Die Presse, что "Евросоюз вообще должен вручить Владимиру Путину медаль". "Как и во многих других случаях, ЕС спохватился из-за давления извне", – пояснил он свою мысль. Последний конфликт между Россией и Украиной стал, по его словам, "неким катализатором для общей энергетической политики": "И сегодня уже можно сказать, что ЕС достиг большего, чем надеялись достичь в прошлом".
Так, для повышения безопасности поставок природного газа ЕС за несколько лет создал так называемый Третий энергетический пакет – набор директив, запрещающий производителям электроэнергии и газа быть одновременно их поставщиками, пишет ИноПресса. Подобная мера позволит добиться того, чтобы газотранспортная система не оказалась в распоряжении единственного поставщика.
Например, чрезмерно зависимые от газа России страны Балтии через терминал СПГ могут снабжаться и другими поставщиками. А несколько лет назад очередной российско-украинский конфликт привел к созданию так называемого Reverse Flow – обратного потока. Благодаря реверсу газ на Украину сегодня все больше поставляется через чешские и словацкие газопроводы, хотя это, как правило, российский газ, говорится в статье.