Директор Nabucco: Азербаджан, Туркмения и Ирак – 3 главных поставщика газа, на которых рассчитывает «Набукко»

Однако эксперты не раз высказывали сомнения по поводу надежности такой основы для работы проекта.

Как сообщает AZE.az, cомнения в том, что трубопровод “Набукко” может рассчитывать на надежное наполнение азербайджанским, туркменским и иракским газом, критики связывают с рисками, имеющимися в Ираке, с особенностями политической системы в Туркмении, где судьба проекта зависит от настроения исключительно одного лица, с проблемным статусом Каспия, и так далее.

Но исполнительный директор консорциума “Набукко” Рейнхард Митчек в интервью Deutsche Welle рассказал о том, что дает ему основания с оптимизмом смотреть в будущее.

– В каком состоянии находится проект?

– Я исхожу из того, что мы вполне можем достичь тех основных целей, которые мы перед собой ставили. В 2010 году мы существенно продвинулись вперед. Летом Турция и Азербайджан достигли важных договоренностей. Мы сумели ратифицировать соглашения с банками по гарантиям финансирования.

Осенью начались переговоры между азербайджанскими поставщиками газа и европейскими покупателями. Так что есть хорошие шансы, что в 2011 году мы сможем заняться решением вопроса о строительстве трубы.

– Стало ли более ясно, кто еще, помимо Азербайджана, будет предоставлять газ для “Набукко”?

– Помимо Азербайджана, причем не только из Шах-Дениза, но и из других месторождений, мы ожидаем газ из северного Ирака и из Туркмении. Но я не исключаю и других источников газа, которые могут присоединиться к “Набукко” после того, как будет достигнуто окончательное решение по финансированию.

– Ашхабад заявляет о том, что Европа не должна беспокоиться о наполнении “Набукко” газом и Туркмения в будущем готова предоставить 40 миллиардов кубометров ежегодно. Насколько всерьез к таким утверждениям относится “Набукко”?

– Мы относимся к этому очень серьезно и исходим из того, что туркменская сторона, помимо поставок в Россию, Китай и Иран, открыла для себя европейский рынок, и на этой основе весьма скоро можно будет приступить к планированию Транскаспийского трубопровода.

При этом я должен подчеркнуть, что газ у Туркмении должен будет покупать не “Набукко”, а покупатели газа. Поэтому мы сами не находимся в непосредственном переговорном процессе ни с “Туркменгазом”, ни с президентом или премьер-министром Туркмении.

Условная схема трубопровода Bildunterschrift: Условная схема трубопровода “Набукко”Но, как я себе представляю, крупные европейские энергетические компании эти переговоры готовят. Интерес к контрактам на туркменский газ, к месторождениям на шельфе Каспия велик, особенно в свете информации о строительстве внутреннего трубопровода “Восток-Запад” в республике, и это подкрепляет наши планы.

– Каковы перспективы возможного сотрудничества “Набукко” с Ираном?

– Иран на сегодняшний день не имеет свободных ресурсов собственного газа для продажи на экспорт. Он сам покупает газ в Туркмении. С другой стороны, политическая ситуация вокруг Ирана не позволяет говорить о таком сотрудничестве сегодня. Однако в долгосрочной перспективе можно себе представить, что Иран с его вторыми в мире по величине запасами газа станет темой для Европы. Пока это невозможно.

– Но Иран поставляет газ в Турцию, которая, в свою очередь, участвует в проекте “Набукко”. Может ли Иран использоваться “Набукко” через Турцию?

– Если соответствующие договоры на поставку газа будут заключены, то – да. Но, как и в случае с Туркменией, не “Набукко” решает, использовать или не использовать газ оттуда, а европейские и турецкие покупатели газа.

– Вы упомянули Ирак. Но эксперты говорят, что в этой стране безопасность трубы обеспечить сложно, что данных о реальных запасах мало, и что инвесторы не пойдут на такой риск…

– В Ираке активно работают три энергетические компании, участвующие в “Набукко” – это венгерский MOL, австрийский OMV и немецкий RWE, и от них ко мне поступает обнадеживающая информация, что газа очень много. Что касается политики, то там в конце 2010 года создано новое правительство, которое, судя по всему, сейчас стабилизировалось, так что политическое положение дает поводы для оптимизма по части развития энергетического бизнеса с Ираком.

– В какой мере препятствием для “Набукко” служит неразрешенный между пятью прикаспийскими государствами спор о статусе Каспия?

– Международные юридические экспертизы говорят о том, что для строительства Транскаспийского трубопровода достаточно исключительно двусторонних договоренностей между Туркменией и Азербайджаном. Все остальное, с нашей точки зрения, – это спекуляции на эту тему.

– Можно ли себе представить сотрудничество между “Набукко” и “Газпромом”, или они остаются непримиримыми соперниками?

– Мы не враги друг другу, но и не планируем тесной кооперации. Мы уважаем друг друга, и это в бизнесе хорошо. И я не исключаю, что однажды мы станем качать через “Набукко” российский газ в добавку к газу из Азербайджана, Туркмении и Ирака.

Мы никогда такой возможности не исключали, и никогда не определяли “Набукко” как “антироссийский” проект – мы его позиционировали как “про-европейский”.