"Насколько Дональд Трамп в ходе своей избирательной кампании безжалостно смотрел на состояние экономики и крупных регионов, включая инфраструктуру и уровень жизни живущих там людей, настолько же, надеюсь, открыто и без табу он будет смотреть на ситуацию на Кавказе и во всем мире в рамках своей будущей политики", – отметил политолог Вильфрид Фурман.
Как передает AZE.az, в комментарии для "Вестника Кавказа" немецкий политолог и профессор Вильфрид Фурман обрисовал три возможных сценария, с которыми может столкнуться южнокавказский регион в период президентства Дональда Трампа в США.
Об этом пишет Орхан Саттаров для "Вестника Кавказа".
При этом Фурман изначально отмечает, что в своем прогнозе исходит из предположения, что новый американский президент в период нахождения у власти не превратится в типичного мэйнстрим-республиканца и будет стремиться хотя бы к ограниченному фундаментальному консенсусу с Россией. По мнению эксперта, исходя из существующих доверительных отношений, современные кавказские границы Турции, России и Ирана являются взаимно гарантированными. Тем самым, Южный Кавказ внешне географически очерчен. Возможные экспансионистские планы трех держав региона (Иран, Россия, Турция) лишены фундамента, однако полностью исключать эту опасность также не следует.
"Если Россия продолжит в дальнейшем гарантировать армянские границы в регионе, то США будут выступать гарантом настоящих границ Грузии. Возможно, что в случае возникновения "этнических чисток" обе державы-гаранты совместно вмешаются и гарантируют таким образом "резидентское право" каждой из сторон. Это взаимно принимаемая охрана интересов и активов каждой из держав“, – полагает эксперт. По мнению профессора, чтобы Южный Кавказ превратился в "санитарный кордон", в первую очередь должен быть разрешен нагорно-карабахский конфликт. Решаться он будет, скорее, вне Минской группы ОБСЕ, нежели в ее рамках. Фурман обрисовал некоторые возможные решения, которые означали бы ломку некоторых "табу" в нынешнем состоянии "ни войны, ни мира".
Первый сценарий. Обе мировые державы, Россия и США, признают современные границы трех южнокавказских республик и передают переговорный процесс (включая и возможные военные акции) по решению вопроса Нагорного Карабаха и семи оккупированных регионов исключительно в руки Армении и Азербайджана. Это не означает автоматически военного решения вопроса, однако военная опция (даже в ограниченном виде) предотвратит наблюдаемую позицию тотального отказа от уступок со стороны Армении.
Второй сценарий. Обе державы создают концепцию "разделения" Нагорного Карабаха (и возможно других оккупированных азербайджанских провинций) с учетом прошедших 20 лет конфликта, сохраняющихся имущественных отношений и прав человека для рожденных за время течения конфликта людей). Россия и США при таком сценарии будут настаивать на определении новых границ и выступать активными модераторами в ходе переговоров между Арменией и Азербайджаном по этому вопросу. В таком случае гордиев узел будет фактически разрублен, без того, чтобы сложившиеся фронтовые границы когда-либо признавались с точки зрения международного права.
Третий сценарий. Настаивание на создании полноценной южнокавказской федерации едва ли представляется возможным с учетом имеющегося исторического опыта и нынешней напряженной ситуации. Но возможным решением могла бы стать нейтральная федерация с совместными полицейскими силами, включающая свободу передвижения и проживания для граждан трех стран. Две державы – США и Россия – в таком случае бы выступали гарантами внешних границ федерации, а не внутренних межгосударственных. Весь конфликтный регион Нагорный Карабах стал бы отдельной единицей в рамках данной федерации с квотированной структурой (например, армяне и азербайджанцы получают по 50% парламентских мест и министерских портфелей, а также полицейских сил и управленческих органов). В таком случае также высвободится много свободных ресурсов для экономического развития всего Южного Кавказа.
"Конечно, ни один из вариантов не удовлетворит в полной мере ни одну из сторон. Подобное не представляется возможным и на это не следует рассчитывать. Описанное выше – лишь концепции возможных „компромиссных решений“. Но с учетом актуального состояния конфликта, смертей и ранений в ходе вновь и вновь вспыхивающих боестолкновений, а также возраста изгнанных людей и крайне ограниченных жизненных шансов для молодого поколения, из гуманитарных соображений срочно необходимы изменения. Они в любом случае предпочтительны относительно нынешней неполноценной ситуации", – отметил эксперт в своем комментарии. Это также необходимо по международно-правовым, социальным и экономическим соображениям. На мой взгляд, в Азербайджане (и не только там) есть много людей, желающих мирного сосуществования двух народов", – считает Вильфрид Фурман. Большим плюсом эксперт считает то, что при всех вышеописанных сценариях исключается возможность развития событий в регионе, аналогичных тем, что произошли в арабских странах. "Мир станет стабильнее, а США смогут больше посвятить себя внутреннему развитию", – уверен эксперт.
"Насколько Дональд Трамп в ходе своей избирательной кампании безжалостно смотрел на состояние экономики и крупных регионов, включая инфраструктуру и уровень жизни живущих там людей, настолько же, надеюсь, открыто и без табу он будет смотреть на ситуацию на Кавказе и во всем мире в рамках своей будущей политики", – отметил политолог Вильфрид Фурман.