Д.Саммут: Азербайджан и Армения очень близки к решению карабахского конфликта

Исполнительный директор британской неправительственной организации LINKS Деннис Саммут (Dennis Sammut) оптимистичен в своих прогнозах.

Как сообщает Bakililar.AZ со ссылкой на Тренд, переговоры продолжаются на протяжении многих лет, но пока не было процесса по урегулированию.

Но думаю, что обе стороны очень близки к общему базису, на основе которого может быть начат процесс урегулирования.Об этом заявил исполнительный директор британской неправительственной организации LINKS Деннис Саммут.- Президент России Дмитрий Медведев выразил готовность Москвы использовать свой мандат по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, и взял на себя инициативу по организации встречи глав двух конфликтующих стран.

Как Вы считаете, чем обосновано желание Москвы играть основную роль в урегулировании конфликта и насколько это может быть успешным?- Мы должны помнить о том, что Россия – член Минской группы ОБСЕ, и около десяти лет является одним из ее сопредседателей.

И в этой роли, вместе с двумя другими сопредседателями – Францией и США – Россия является очень конструктивным партнером в стремлении внести свой вклад в урегулирование карабахского конфликта.Но вы правы, за последний год мы стали свидетелями интенсификации российской политики в этом вопросе, и я думаю, что ярким примером было заявление, подписанное в Москве второго ноября прошлого года.

Я придаю этой декларации большое значение.

Думаю, что эта декларация устанавливает очень важную основу для последующих мер.

И мы приветствуем роль российского сопредседателя, а также сопредседателей от США и Франции в продвижении решения этой проблемы.Люди, которые наблюдали за регионом на протяжении многих лет, поняли, что пока карабахский вопрос остается нерешенным, надежды на важный прорыв региона в экономической, политической и социальной сфере слишком малы.

Это основное препятствие на пути к сотрудничеству и к развитию на Южном Кавказе.

Поэтому каждое усилие, которое может быть предпринято для решения этого конфликта, должно быть поддержано.- Есть ли реальные предпосылки для достижения прогресса в урегулировании нагорно-карабахского конфликта в ближайшие месяцы? –

Разрешение нагорно-карабахского конфликта не произойдет в один момент.

Это процесс и его необходимо начать.

Переговоры продолжаются на протяжении многих лет, но пока не было процесса по урегулированию.

Но думаю, что обе стороны очень близки к общему базису, на основе которого может быть начат процесс урегулирования.Я читал с большим интересом заявления президента Ильхама Алиева после его визита в Москву несколько дней назад, они довольно оптимистичны.

Я очень воодушевлен этим.Надеюсь, что последующие дни, недели и месяцы принесут прогресс.

Сейчас каждый день идут интенсивные дискуссии.

Очень интенсивная работа ведется тремя странами-сопредседателями, очень интенсивные дискуссии ведутся на дипломатическом уровне.

Каждый день может принести нам позитивный результат.- Турция и Армения достигли рамочного соглашения о нормализации отношений и определили “дорожную карту”.

Как Вы считаете, учтет ли “дорожная карта” интересы Азербайджана и может ли она способствовать решению армяно-азербайджанского конфликта и нормализации турецко-армянских отношений?- Я верю, что нормализация отношений будет во благо как Армении, так и Турции, а также во благо всего региона в целом.

Проблемы между двумя странами никогда не приносят положительного результата.

Есть, конечно, ряд нерешенных вопросов между Турцией и Арменией.

Некоторые из них двусторонние, связанные с Арменией и Турцией напрямую.

Однако некоторые другие вопросы связаны с регионом в целом, включая нагорно-карабахский конфликт и солидарность Турции с Азербайджаном по этому вопросу.Азербайджан и Турцию связывают очень глубокие исторические, человеческие, культурные и религиозные отношения.

Это очень специфические отношения.

Поэтому такие отношения не сильно пострадают из-за политических проблем.

Но, очевидно, что у Азербайджана есть непосредственный интерес и Турции необходимо принимать во внимание эти интересы приемлемым для обеих сторон способом.На мой взгляд, отношения между Турцией и Арменией не изменятся за ночь.

Процесс будет идти несколько месяцев или несколько лет, но было бы хорошо, если бы этот процесс начался.

Начало процесса я представляю как установление дипломатических отношений.

Эти две страны должны установить дипломатические отношения, и это будет соответствовать интересам Азербайджана, поскольку для Турции необходимо вести постоянный диалог по карабахскому вопросу с Арменией, что лучше всего делать через дипломатические каналы.Тогда возникает вопрос о границах.

Азербайджан придерживается четкой позиции по этому вопросу.

Я думаю, ситуация сегодня отличается от того, какой она была в 1998 году.

И то, что, возможно, было важно и актуально в 1998 году, не так важно и актуально сегодня.

Все должно рассматриваться в контексте.

Нужно также помнить, что многие турецкие политики уже говорили, что в вопросе открытия границ мы должны двигаться параллельно с прогрессом в карабахском переговорном процессе.

Думаю, что большинство международных наблюдателей ожидает, что будет связь между этими двумя процессами.Как я уже упомянул, я приветствую нормализацию отношений между Арменией и Турцией просто потому, что думаю, это принесло бы пользу всем.

Думаю, что и Азербайджан бы выиграл от этого, возможно, не в очень короткий срок, но точно в среднесрочной перспективе.- Что если Армения согласится вернуть только те из оккупированных регионов, которые не представляют стратегического значения?

Считаете ли вы такой сценарий возможным? –

Я действительно не хочу спекулировать деталями, потому что у меня их нет.

Но я думаю, что есть широкое понимание того, что любая договоренность принесет успех.

Одним из условий, на котором мы должны твердо стоять – это выход армянских сил из шести оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха и возвращение в целости и безопасности беженцев и вынужденных переселенцев из этих территорий.Я хочу подчеркнуть последнюю часть, потому что для меня важна не земля, важны люди.

И я не заинтересован говорить о земле, я хочу говорить о людях.

Думаю, что сотни, тысячи людей страдают, и эти страдания должны прекратиться.

Это должно быть приоритетной задачей.Всегда будут некоторые детали в такого рода переговорах, и эти детали должны быть разработаны на основе переговоров.

Думаю, что принципы практически согласованы.

Это было бы очень важным шагом в правильном направлении.

Если основные принципы будут согласованы, тогда могут быть начаты серьезные переговоры о деталях.

Я хочу повторить: карабахский мирный процесс – это не разовое мероприятие, которое произойдет в один день.

Это процесс, который займет какое-то время, но мы должны увидеть достижения, изменения, и эти изменения должны, прежде всего, учитывать интересы людей, которые действительно страдают из-за сложившейся ситуации.