Объявив о принятии Крыма в состав РФ, Путин встал на путь конфронтации. И хотя Запад еще не хочет в это верить, его реакция должна быть жесткой и решительной.
Как сообщает AZE.az, так считает Инго Маннтойфель, руководитель отдела Восточной Европы и главный редактор русской редакции DW.
Заявление российского президента о принятии Крыма в состав России, сделанное им перед Федеральным Собранием, – не просто свидетельство того, что введенные Западом санкции и угрозы новых штрафных мер не принесли никаких результатов. В последние дни стало особенно очевидно, что политическая элита во главе с Путиным окончательно встала на антизападный путь, отмечает Инго Маннтойфель.
По его словам, в своем выступлении Владимир Путин кратко и четко обозначил, как в сегодняшней России оценивают развитие событий в мире после распада СССР – как годы пренебрежения российскими интересами и годы окружения России. Введенные Западом политические санкции не подействовали еще и потому, что российская политическая элита и значительная часть общества уже давно встали на путь самоизоляции. Аннексируя Крым, президент РФ и консервативные силы в его администрации сознательно захлопнули дверь на Запад.
Теперь, хотят того западные страны или нет, они будут вынуждены принять этот новый вызов их политике безопасности. Потребуется еще какое-то время, прежде чем позиция России уложится в головах некоторых западных политических деятелей. Но молча соглашаться с действиями России, противоречащими международному праву, было бы грубой неосторожностью. Россия не только проигнорировала Конституцию Украины, но и нарушила несколько центральных международных договоров, регулирующих мир в Европе. И если оставить подобное без последствий, это приведет к новым соблазнам: очередными целями российской экспансии могут оказаться Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия и даже Беларусь, которые также могут быть приняты в состав России.
Речь не только о Крыме
Да, в последние 20-25 лет европейская политика в отношении России не всегда отличалась тактом и благоразумием. Однако это не оправдывает того, что Москва с помощью фактически военной акции оккупирует и аннексирует часть соседней страны, даже если того хотят многие жители этой территории. Кто столь легкомысленно ставит под сомнение нерушимость границ и территориальную целостность того или иного государства, тот открывает пресловутый ящик Пандоры. Особенно в самой России.
Поэтому речь давно уже идет не о Крыме, который Россия – тут следует быть в достаточной мере реалистом – так быстро не вернет. Речь идет даже не о (Восточной) Украине, а о гораздо большем – о поддержании мира во всей Европе, которое европейцам должно быть ценнее, чем несколько дополнительных евро в их счетах за газ.
Последовательность Запада оценят в Москве
И карты, имеющиеся на руках у Европы и США, вовсе не так плохи, как кажется многим. Ведь многое свидетельствует о том, что на ближайшие месяцы у президента Путина нет никакого четкого плана действий. Возможно, он понадеялся на то, что Запад будет мириться с его агрессивной, нарушающей международное право политикой в условиях хаоса на Украине после Януковича. Наверное, он рассчитывал на менее резкую критику со стороны Запада. Может быть, он по-прежнему верит в то, что недовольство западных политиков уляжется, либо в то, что Запад побоится прибегнуть к более жестким санкциям. Ведь в публичных дискуссиях в России уже долгие годы циркулирует ложное представление о том, что Запад зависит от российских энергопоставок.
Но если Запад будет придерживаться последовательного курса, это может оказать воздействие на Москву и сдержать амбиции России к дальнейшей экспансии. Поэтому приостановка членства РФ в "группе восьми" стала бы более чем логичным шагом. Возможны и дальнейшие визовые санкции и замораживание счетов российских чиновников. Более того, важно ограничить возможность инвестиций российских государственных концернов в бизнес на Западе.
Российская экономика уже находится в стадии стагнации. Обесценивание рубля уже сейчас ведет к снижению потребления, а с ним – и благосостояния россиян. Сокращение объемов торговли Европы с Россией и без того неизбежно, даже без введения санкций. Ограничение экспорта энергоносителей означало бы для России отсроченное самоубийство, равно как и заявленная продажа российских валютных резервов.
Адресные экономические санкции западных стран могут стать чрезвычайно болезненными для России. Жаль, что теперь придется прибегнуть к этому шагу. Но у Запада нет иного выхода: на нынешнюю политику Путина он вынужден будет отреагировать решительной жесткостью и последовательностью. Спустя четверть века после окончания холодной войны с Советским Союзом западные страны оказались в состоянии новой серьезной конфронтации с Россией, считает Инго Маннтойфель.