Дзасохов: Гейдара Алиева знают везде

Александр Дзасохов: «Гейдар Алиев стал исторической личностью, сумев сохранить российско-азербайджанские отношения»

Как передает AZE.az, Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения уже два месяца живут в Евразийском экономическом союзе, который называют аналогом европейского общего рынка. Состояние интеграционных процессов  на постсоветском пространстве изучает Интеграционный клуб при председателе Совета Федерации. О деятельности клуба, а также о международных связях России “Вестнику Кавказа” рассказал вице-президент Российского совета по международным делам, Чрезвычайный и Полномочный Посол, экс-президент Северной Осетии Александр Дзасохов.

– Россия живет в условиях санкций. Соответственно, роль приграничного сотрудничества возрастает еще больше. Какие перспективы вы видите в этом плане в отношениях России и Азербайджана?

– Россия не только крупная по масштабам географическим страна, но более 40 субъектов РФ являются приграничными, имеют границы с сопредельными государствами. Например, российско-казахстанская граница самая длинная из всех границ соседствующих государств в мире.

Приграничные территории имеют исключительное значение с точки зрения поддержания добрососедских отношений, осуществления хозяйственных связей, гуманитарных контактов, решения задач, связанных с инфраструктурой, с дорогами, с торговлей.

С Азербайджаном у нас есть и сухопутная, и морская границы. С ним граничит Дагестан, одна из самых крупных северокавказских республик. Что касается особенностей, традиций и даже специализации в экономической сфере, то между Северным Кавказом и Азербайджаном много общего. На упомянутом мною заседании мы условились, что в октябре в столице Дагестана Махачкале соберем форум. Он целиком будет посвящен роли приграничных территорий на опыте российско-азербайджанской границы в развитии приемлемых форм сотрудничества наших приграничных областей, краев и республик с соседями.

Опыт сотрудничества с Азербайджаном приграничных регионов есть не только у Дагестана. Недавно председатель правительства Северной Осетии Сергей Токоев находился с визитом в Баку, где было подписано соглашение об экономическом и торговом сотрудничестве между Азербайджаном и Северной Осетией-Аланией.

– В условиях кризиса какую роль может сыграть Северная Осетия в плане импортозамещения? Что может предложить республика?

– В сложившихся обстоятельствах, которые, надеюсь, носят временный характер, каждая республика, область, край должна мобилизовать имеющиеся ресурсы. На Северном Кавказе очень опытные руководители, они имеют и волю, и знания для того, чтобы минимизировать негативное воздействие санкций на материальную жизнь жителей Северного Кавказа.

– Вы политик с колоссальным стажем работы, были свидетелем, очевидцем и участником многих событий, в частности были знакомы с Президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым, приняли участие в работе над книгой «Идущий впереди». Можете поделиться каким-нибудь ярким эпизодом из воспоминаний о нем?

– Имя и дела Гейдара Алиевича принадлежат не только истории, но они сегодняшнему дню. Многие его поступки, его мысли, его представления о завтрашнем дне Азербайджана и о будущем азербайджано-российских отношений имеют современное практическое значение. Я бы советовал каждому, кто занимается государственными делами, обращаться к политическому и государственному наследию Гейдара Алиевича.

Я много лет был близко знаком с Гейдаром Алиевичем. Не хочу уподобляться тем, кто говорит, что “мы были друзьями”, но у нас были добрые, хорошие отношения, нам всегда было интересно, будь то короткая встреча или продолжительная. Алиев – личность! Он пришел в большую политику из совершенно другой сферы. Он профессиональный разведчик, имел звание генерала. Когда его избрали руководителем Азербайджана, то некоторые сомневались, сможет ли он эту успешную, авторитетную, промышленную, инженерную, научную и нефтяную республику сохранить. Но таких было меньшинство.

Я верил в его возможности, потому что за его плечами было знание не только Кавказа, но и всей нашей страны. Он хорошо представлял положение на сопредельных территориях – и в Турции, и в Иране. Он прислушивался к мнению собеседника, будь то подчиненный или гость, приехавший из Москвы. У него не было заготовленных и единственно правильных ответов на вопросы. У него была своя точка зрения, но он всегда считал необходимым это проверить, сопоставить, подискутировать.

С моим участием, по моей инициативе в Азербайджане проводили несколько мероприятий. Одно из них в 1960-х было посвящено очередному юбилею Великой октябрьской социалистической революции. Это был огромный форум, приехали делегации из 70 стран, причем авторитетные действующие руководители государств, лидеры всемирно известных партий. Алиев выступал с центральным докладом, причем полностью вник в суть вопроса и на опыте Азербайджана показал убедительно, с иллюстрациями, фактами, чего может достигнуть народ в ту цивилизационную эпоху, которая называется советской.

Он приводил множество интересных малоизвестных примеров за все десятилетия современной истории Азербайджана. Алиев внимательно относился к деятелям культуры. Все звезды с мировым именем, вышедшие из Азербайджана в годы работы там Гейдара Алиева и в годы, когда он работал в Москве, испытали на себе внимание своего великого современника.

Я ценю позицию азербайджанского народа, интеллигенции, руководства и президента Ильхама Алиева заключающуюся в том, что годы проходят, а внимание к личности Гейдара Алиева не уменьшается. Его знают везде – и в Сибири, и за Уралом, и на Севере, и на Кавказе.

Поэтому Кавказ дал немало выдающих личностей в ХХ веке для истории нашего государства, и один из ярчайших представителей – Гейдар Алиев.

Когда в самой России, узко и слишком прагматично смотрели на вопросы сотрудничества с бывшими союзными республиками, он воспринял это без раздражения. Но у него было достаточно взгляда на перспективу, выдержки и политической культуры. Он понимал, что 1990-е годы утрясутся, все будет нормально. Он проявил выдержку, в отличие от некоторых новых лидеров государств, которые образовались после распада СССР. Он стал исторической личностью, сумев сохранить российско-азербайджанские отношения.