Владимир Джабаров: «Россия никому не мстит; если вы не хотите с нами торговать, это ваше право».
Как передает AZE.az, в начале декабря Владимир Путин заявил, что Россия в нынешних условиях не может продолжать реализацию проекта “Южный поток”, в том числе из-за неконструктивной позиции Евросоюза, в частности Софии. Однако в конце минувшей недели министр энергетики Болгарии заявила, что газопровод важен для Софии, он должен соответствовать законам ЕС и София хочет продолжить консультации с Москвой по этому вопросу. Продолжать диалог по поводу возобновления строительства газопровода “Южный поток” намерена и Сербия. В сложном положении после заявления Путина оказалась также Венгрия.
О “Южном потоке” и его альтернативах “Вестнику Кавказа” рассказал первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.
– Венгрия уже после закрытия “Южного потока” заявила, что рассчитывает на азербайджанский газ, на каспийский газ, который пойдет по Трансадриатическому газопроводу. Тема “Южного газового коридора” также была озвучена на заседании Еврокомиссии. Азербайджанский газ, скорее всего, имеет в виду и “Газпром”, говоря о строительстве хаба на греческо-турецкой границе. Как вы считаете, можно ли говорить об Азербайджане как о еще одном стратегическом партнере России в деле снабжения Европы газом?
– Говорить можно, просто надо учитывать, что объемы газа в Азербайджане не такие большие. Если весь азербайджанский газ будет поступать в Европу, то это всего 10% от ее потребностей. Рассчитывать на кахахстанский или туркменский газ сейчас тоже не приходится. У Туркмении есть стабильные поставки газа в Россию, она в этом заинтересована. Сейчас и в Китай строится газопровод.
В Европе вынуждены считаться с Россией, потому что остается проблема Каспийского моря, где прокладывают эти газопроводы. Чтобы стать газовым хабом, у Турции еще нет инфраструктуры, в нее надо вложить огромные инвестиции. Могут ли пересмотреть вопрос по “Южному потоку”, не знаю,. Сейчас Европа бодрым голосом заявляет: “Мы решим этот вопрос”. Флаг вам в руки, решайте! Только винить Россию в этом не надо. Мы сделали всё что могли. Кстати, Германия она в этом плане не волнуется – газ идет, труба практически полностью заполнена. А Южная Европа, конечно, страдает.
– Давайте поговорим о европейских экономических санкциях. Уже прошло несколько месяцев. Можно уже говорить о каких-то предварительных результатах, степени их эффективности. В связи с санкциями возникает вообще вопрос, а имеет ли смысл давить на Россию?
– Не помню случая, чтобы санкции кардинально поменяли политику какого-то государства. Американцы давно ввели санкции против КНДР из-за ядерной программы, но не смогли поменять политику этого государства. По Ирану еще жестче санкции, тем не менее, они же всё равно не смогли переломить ситуацию. Там даже поменялся руководитель, появился более лояльный Западу президент, но санкции ни к чему не привели. А уж что касается России, то мы к санкциям привыкли. Еще до Второй мировой войны мы были под санкциями, и приобрели огромный авторитет, разгромив фашизм. Потом в 1960-е были санции, когда та же Германия прекратила поставлять нам трубы большого диаметра для поставок газа. Ну и что? Мы эти трубы стали через несколько месяцев производить в России, ничем не хуже.
Заставлять Россию изменить политику из-за санкций бесполезно. Любое уважающее себя государство никогда не склонится и не изменит свою политику. Лидер, который изменит свою позицию в этом плане, сразу перестанет пользоваться авторитетом. У нашего президента железный характер, железная выдержка и абсолютно доброжелательное отношение к партнерам. Мы никому не мстим, мы ни на кого не в обиде, но если вы не хотите с нами торговать, это ваше право. Мы найдем других партнеров.
Визит Владимира Владимировича [Путина] в Индию показывает, как нас любят многие страны. Премьер-министр Индии заявил, что считает Россию стратегическим партнером и большим другом индийского народа. Еще в советские времена нас с этой страной связывала дружба.
У нас немного снизился товарооборот за последние годы, но это всё сейчас будет восполняться. Индия – развитая страна, мощная, она входит в БРИКС, индийцы готовы с нами работать и в плане освоения нефтяного шельфа в Арктике, они готовы осваивать газовые месторождения в Восточной Сибири, мы заинтересованы в их технологиях, они далеко продвинулись в плане компьютерных технологий, программирования, они готовы закупать нашу военную технику, которая пользуется спросом, и мы всегда, кстати, продавали ее Индии. Жизнь показывает, что не всё сосредоточено на Западе, что мир многополярен.
Отношения с Китаем развиваются настолько динамично, что, по-моему, многие западные лидеры не успевают следить, как мы двигаемся вперед.
Есть растущая экономика Юго-восточной Азии, там молодые развивающиеся экономики с огромным рынком потребления энергоресурсов. У нас есть, с кем работать.
Тем не менее мы не отказываемся от сотрудничества с западными странами, там есть чему учиться и есть над чем совместно работать, но только при условии взаимности. Если нас там хотят видеть, мы готовы быть рядом и двигать серьезные проекты.