Ранее появились слухи о том, что скандально известный завод «Азербайджанской метанольной компании» (AzMeCo) приобретает Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR). Но теперь слухи стали подтверждаться реальными заявлениями и фактами.
Как передает AZE.az, из достоверных источников haqqin.az стало известно, что еще в прошлом году премьер-министр Артур Расизаде подписал соответствующее распоряжение о передаче завода в состав SOCAR. Но реализация этого процесса невозможна, пока не завершены судебные тяжбы между AzMeCo и ОАО «Агрокредит» в связи с кредитными задолженностями компании Межбанку, перешедшие теперь «Агрокредиту».
Именно эта история с невозвращенными кредитами Международному банку Азербайджана (МБА) и принесла заводу скандальную известность. Среди множества компаний и предпринимателей, не возвративших кредиты Межбанку и привлеченных за это к ответственности, оказался и владелец AzMeCo Низами Пириев. Более года назад его вместе с другими кредитными олигархами задержали сотрудники Бандотдела, как в народе называют Главное управление по борьбе с организованной преступностью МВД, по обвинению в присвоении особо крупных финансовых средств.
Правоохранительные органы называли поистине астрономические суммы, присвоенные предпринимателем, и все они измерялись сотнями миллионов долларов. Чтобы убедиться в правдивости этих обвинений, сотрудники haqqin.az побывали «по горячим следам» на предприятии и убедились, что здесь находится современный завод, построенный по последней технологии, который действительно может стоить сотни миллионов. Не нам, конечно, подсчитывать затраты и балансы, но и в Бандотделе, видимо, осознали, что схватили Пириева в горячке, и спохватившись, отпустили его, не забыв все же обязать вернуть образовавшиеся долги.
Об этом мы уже подробно писали, но решили вкратце напомнить читателю, так как с тех пор прошло немало времени. Писали и о проблемах в компании AzMeCo, и об итогах своих журналистских расследований вокруг этой компании, и о невиданно запутанных кознях, которые строились и реализовывались с участием самого Пириева и за его спиной. И все наши расчеты сводились к одному – AzMeCo должен достаться Госнефтекомпании.
И наши гипотезы предположения: в конце апреля этого года вице-президент SOCAR Сулейман Гасымов заявил, что Госнефтекомпания может стать владельцем завода «Азербайджанской метанольной компании» (AzMeCo). По его словам, это станет возможным в рамках погашения долгов AzMeCo перед Международным банком Азербайджана (МБА), кредитовавшим строительство предприятия. А последнее сообщение и вовсе свидетельствует о том, что этот вопрос, в принципе, уже решен, остаются некоторые правовые моменты, после чего завод окончательно перейдет к SOCAR.
Оценочные компании уже практически завершили работу по уточнению активов завода. А после оценки активов, по всей вероятности, будет реализована их продажа SOCAR. Так печально для Пириева завершается история завода, в строительство которого он вложил столько усилий и средств.
Правда, средства в размере 500 млн долларов были взяты в кредит, в основном в Межбанке. Но обидно, что теряется введенный в эксплуатацию в 2014 году завод мощностью 700 тыс. тонн метанола в год. Ведь предприятие начало работать, исправно поставляя метанол клиентам в Азербайджане, Турции и остальном мире, в том числе BP Chemicals. Да, именно BP купила 80% объема выпущенной продукции по цене 328 долларов за тонну, более того, компания даже обещала приобрести весь объем выпускаемого метанола. Вроде вышли на асфальт, но тут и споткнулись.
Освобожденный решением Наримановского районного суда от 28 мая прошлого года председатель совета директоров компании AzMeCo Низами Пириев обещал, что завод начнет свою вторую жизнь уже с июня. И действительно, начались активные действия, хотя всего-то и надо было, что открыть газовый вентиль на завод. Но вот газ-то заводу никто и не хотел давать.
Вот здесь и заложена основа экономического детектива, нанесшего в целом колоссальный материальный ущерб Азербайджану. Дело в том, что еще на стадии проектирования завода Пириев заручился поставкой необходимых AzMeCo сотен миллионов кубометров газа в год и подписал с этой целью соответствующий контракт с другой частной компанией – Bahar Energy, разрабатывающей газовое месторождение «Бахар». Но и Bahar Energy, и AzMeCo пали жертвой главного финансового махинатора страны – бывшего главы Межбанка Джахангира Гаджиева, известного как финансовый воротила Джаник.
Воспользовавшись тем, что эти предприниматели испытывали временные затруднения с возвратом выданных банком кредитов, Джаник прибрал к рукам сначала Bahar Energy, собираясь в дальнейшем приобрести таким же образом AzMeCo. Но назначенный им менеджмент окончательно погубил газовое месторождение, в результате чего завод остался без сырья, которое ему никто уже не давал. Хотя выгода от продажи метанола вместо обычного газа и была очевидной, акул отечественного нефтехимического рынка интересовали не сиюминутные выгоды, у них были дальние планы – у каждого свои.
Но планы развалились. Джаник сидит в местах не столь отдаленных, Пириев тоже не далеко от него ушел – пребывает в ожидании судьбы своего перспективного, но так пока и бездействующего завода. Сначала SOCAR обещала помочь с поставкой российского газа, с этой целью был даже подписан контракт с «Газпромом» на поставку 2 млрд кубометров газа в год, что в несколько раз превышало потребности самого завода. И газ вскоре пошел, но ненадолго.
Не прошло и месяца, как AzMeCo вынуждена была отказаться от дорогого российского газа, так как цена на метанол на мировом рынке снизилась, контрактная цена газа от «Газпрома» стала невыгодной. Сама же SOCAR и не собиралась поставлять заводу свой газ, сославшись на понятную даже младенцу истину: мол, долгосрочное соглашение на поставку газа завод должен был заключить до строительства, а не после его окончания.
И стоит с тех пор завод без дела. А кому может понадобиться такой завод, который не может найти даже сырье для производства? Конечно же, тому, кто обладает таким сырьем, то есть SOCAR. После долгих мытарств на заводе это поняли все, осознали и участники рынка, и эксперты. И завод перешел-таки к SOCAR, который уже и поставляет сюда газ, хотя и не в полном объеме, чтобы поддерживать его жизнь, не дать окончательно развалиться оборудованию и технологическим процессам.
Пройдет еще несколько месяцев, завод решит, наконец, свои кредитные проблемы и начнет работать на полную мощность. Но в составе SOCAR. Правда, мы пока не знаем, на каких условиях SOCAR приобретает AzMeCo, кто будет расплачиваться за кредиты, но это уже чисто технические вопросы. Главное – подходит к концу запутанная детективная история, в результате которой крупный завод, построенный Низами Пириевым, достается государственной компании и вскоре начнет приносить прибыль стране.