Эксперт: 228 граждан Азербайджана разыскиваются через Интерпол – это третий показатель в СНГ

Как считает глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов, столь большая цифра связана с тем, что из Азербайджана очень легко убежать.

Как сообщает AZE.az, 228 граждан Азербайджана находятся в розыске через международную организацию уголовной полиции Интерпол. С таким числом разыскиваемых Азербайджан находится на третьем месте среди стран СНГ, да и, в целом, в мире также находится среди лидеров.

Стоит отметить, что 30 граждан Азербайджана разыскиваются по обвинению в терроризме, еще девять – по трафикингу. Среди стран СНГ на первом месте расположилась Россия, которая, в принципе, не так далеко ушла от Азербайджана, если сопоставлять территорию обеих стран. Так, через Интерпол разыскиваются 474 человека. На втором месте по этому показателю Беларусь – 328 человек, по данным на середину августа. Больше объявлено только граждан Гондураса, Албании, США, Индии, а также вышеотмеченной России, сообщает “Ежедневник”.

По версии “Ежедневника”, в топ-8 самых известных белорусских беглецов, разыскиваемых за экономические преступления, входят: бывший председатель Национального банка Тамара Винникова, которая в настоящее время проживает в Великобритании; Александр Пупейко – основной владелец торгово-промышленного холдинга “Пуше”; Валерий Круговой – акционер банков “Европейский” и “Приватбанк”; Евгений Хвастович – владелец футбольных клубов “Динамо” (Минск), “Динамо-93”, “Молодечно”; Наталья Судленкова – основатель финансовой компании “ФИКО”; Дмитрий Омельянович – акционер и руководитель банка “БелБалтия”; Сергей Думпа – один из акционеров “бананового холдинга” “Фрутреал”; Андрей Малышев – основной владелец автодилера “Автодинамо”.

228 граждан – это достаточно большая цифра. Кто эти люди в основной массе? И как мы, страна с гораздо меньшим населением, чем Россия, например, оказались в числе лидеров по этому показателю? Ответ на эти вопросы “Эхо” попытался дать глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов. “В принципе, сейчас провозглашена борьба против международного терроризма и трафикинга. В списке из 228 человек очень много лиц, которые обвиняются в терроризме и трафикинге. Если их оттуда убрать, то останутся обычные уголовники, которые разыскиваются за убийства и другие преступления”.

Как считает Эльдар Зейналов, столь большая цифра связана с тем, что из Азербайджана очень легко убежать. “Интерполовский список – это список лиц, разыскиваемых за пределами Азербайджана, откуда они когда-то убежали. Очень часто бывает, что где-нибудь, скажем, в Тюмени, арестовывают человека, который совершил преступление в Азербайджане. Отсутствие визового режима со странами СНГ позволяет преступникам в Азербайджане очень легко передвигаться по территории бывшего советского пространства. Очень часто бывает, что человек совершает преступление и исчезает из Азербайджана”.

“Правда, нужно отметить, что между странами СНГ существует двусторонняя договоренность о взаимной правовой помощи и о выдачах преступников, – говорит Эльдар Зейналов – И часто эти выдачи происходят по упрощенной процедуре, что вызывает неприятие у правозащитников. И даже те лица, которые не вошли в список Интерпола, могут найтись по двусторонней договоренности.

И людей часто без всякой проверки выдают Азербайджану. Находящиеся же в списках Интерпола – это лица, обвиняемые в совершении тяжких преступлений на территории Азербайджана. Там нет ни одного политического эмигранта, я, по крайней мере, такового не встретил. Недавно очень много разговоров было о возвращении Аяза Муталибова, который вроде бы разыскивается Генпрокуратурой по обвинению в различных преступлениях, но его имени нет в списках Интерпола. А вот Гумашьян – заказчик теракта в АГНА в списке разыскиваемых граждан Грузии есть. Это по запросу из Азербайджана”.

Эльдар Зейналов также отметил такой момент, что если кого-то объявляют в розыск, это еще не значит, что именно власти Азербайджана объявили его в розыск. “Гражданина Азербайджана могут объявить в розыск власти любого государства. У нас одна четверть взрослого населения находится за границей, что составляет около 2 млн. человек, надо понимать, насколько это криминогенный фактор. И нередко мы слышим, что азербайджанец кого-то убил или совершил какое-то другое преступление. Естественно, они убегут, но также будут в списке граждан Азербайджана, которые разыскиваются”.

Правозащитник также сообщил, что были случаи, когда через Интерпол отлавливали политических эмигрантов. “Допустим, известное дело Натика Эфендиева, бывшего начальника полиции в Гяндже, сторонника Расула Гулиева. Он убежал за границу и прятался в Турции. Его объявили в розыск через Интерпол, тогда он обвинялся в тех преступлениях, в которых обычно обвиняют полицейских. Его поймали в Турции, выдали Азербайджану, и уже здесь ему поменяли обвинение.

Оказалось, что его судят не за то, что совершал преступления против людей, брал взятки, а его просто назвали заговорщиком. То есть, используя Интерпол, власти Азербайджана поймали политического эмигранта. Но есть такой важный момент, что международное законодательство по экстрадиции запрещает выдавать стране тех лиц, которые обвиняются по политическим мотивам. Или же за преступления, которые в стране проживания эмигранта, не считаются преступлениями.

Поэтому в розыск часто объявляют по чисто уголовным преступлениям. Очень многих исламистов обвинили в терроризме и незаконном хранении оружия. Если человек был причастен к незаконному обороту оружия или наркотиков, то во всем мире считается, что этого человека надо арестовать”.