В случае войны Армения не только не завоюет равнинный, но и потеряет Нагорный Карабах, считает российский аналитик.
Как передает AZE.az, в интервью echo.az руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS, российский политолог Виталий Арьков оценил политическую ситуацию на Южном Кавказе, затронул развитие отношений между Россией и Азербайджаном, а также карабахский конфликт.
– Как вы сегодня оцениваете политическую ситуацию в регионе Южного Кавказа?
– Оцениваю как условно спокойную, но с целым рядом замороженных территориальных и национальных конфликтов. Чтобы взорвать регион, достаточно разморозить любой из них, и все остальные рванут по цепной реакции. Россия как арбитр-миротворец во всех конфликтах в настоящее время пока не может предложить реальных решений, которые устраивали бы обе стороны каждого конфликта. Не могут предложить этого и США с Евросоюзом. Но если последние готовы экспериментировать и ошибаться, то России совершенно не нужны вновь вспыхнувшие "горячие точки" в зоне своих стратегических интересов. Поэтому она прилагает все усилия для удерживания нынешней ситуации: даже самый худой мир лучше войны.
С похожей российской позицией выступает и Турция, которая в последние годы усиливает свое влияние в регионе. Несмотря на очевидное соперничество за контроль над Южным Кавказом, именно партнерство Москвы и Анкары будет обеспечивать сохранение мира и баланса сил в регионе, и противодействовать попыткам их нарушить со стороны США.
– Как сегодня складываются отношения Азербайджана и России?
– Азербайджан для России действительно стратегический партнер в регионе. Москва вынуждена признавать лидерство Баку на Южном Кавказе и вести свою политику с учетом его интересов. На мой взгляд, расширению и углублению отношений мешает обида на Россию со стороны Азербайджана за то, что РФ оказывает определенное покровительство Армении как в силу объективных причин, так и субъективных – в МИД России сильно армянское лобби.
В свою очередь со стороны России можно наблюдать ревнивое восприятие того факта, что Азербайджан ведет разновекторную внешнюю политику, развивая отношения в т.ч. и с новоявленными оппонентами России. Фантомные боли былой империи. Есть ошибочное мнение, что если Россия каким-то образом вынудит Армению отдать Карабах Азербайджану, то Ереван и так никуда от Москвы не денется, зато Баку в знак благодарности "ляжет" под Москву. Действительность же такова, что и Ереван отдалится, и Баку не приблизится.
– Что можно ожидать от противостояния России и США в будущем?
– Ничего хорошего! Понятное дело, что существуют определенные "красные линии", за которые ни Вашингтон, ни Москва не станут заступать. И это не только ядерное оружие, а в большей степени общие экономические интересы правящих политических кланов обеих стран. Действия США в отношении России, помимо важного фактора президентской кампании в США, демонстрируют отчетливое нежелание Белого дома смириться с возвращением к многополярному миру и утрате контроля над Евразией, как определяющей территорией мироустройства.
Существовала реальная угроза появления в Евразии пусть и с многочисленными оговорками, но мощного союза Берлина, Москвы и Пекина, который бы в среднесрочной перспективе ослабил влияние Вашингтона на континенте. Надо отдать должное, Вашингтону удалось достаточно оперативно и эффективно вбить клин в наметившийся союз и вывести из него Берлин, как истинный центр Евросоюза. Без Берлина и солидарного во многом с ним Парижа, шансы Москвы и Пекина близки к нулю. Тем более что действия Пекина свидетельствуют о традиционной для Китая политике находиться над схваткой и затем качнуться в сторону побеждающего. При выходе из проекта Берлина вряд ли побеждающей окажется Москва…
– Как будет складываться ситуация на линии соприкосновения азербайджано-армянских войск? Можно ли ожидать повторного напряжения?
– К сожалению, есть заинтересованные в дестабилизации ситуации на Южном Кавказе – в том числе и через возобновление масштабных боевых действий в зоне карабахского конфликта. Азербайджанские читатели могут воспринять мои слова скептически, но Армения не заинтересована в новой войне. Нагорный Карабах и так под ее контролем. А даже если и у некоторых горячих голов в Ереване и есть захватнические мысли в отношении равнинного Карабаха, то это бряцание оружием, не более чем внутриполитический пиар.
Реальность такова, что Россия, несмотря на свои обязательства по ОДКБ, не ввяжется в войну с Азербайджаном на стороне Армении, а сама Армения теперь значительно слабее Азербайджана в военном аспекте. И не только не завоюет равнинный, но и потеряет Нагорный Карабах. Поэтому в Ереване все здравомыслящие политики, а таковых там подавляющее большинство, предпочитают синицу в руках.
Азербайджану тоже невыгодно первому начинать активные военные действия. Сейчас на международной арене он в статусе жертвы армянской агрессии, а если начнет войну, то сразу станет "агрессором". Со всеми многочисленными издержками, как в политической, так и в экономической плоскости. И вряд ли власти Азербайджана выдержат международное эмбарго. Поэтому, на мой взгляд, Азербайджану выгодно провоцировать Армению и вновь выставлять ее коварным агрессором, а себя – жертвой и активно понуждать Армению к миру.
– Сегодня много разговоров ходит вокруг вступления Армении в Таможенный союз, а затем и в ЕАЭС. Некоторые эксперты говорят, что армянская сторона сама специально затягивает процесс вступления в эти союзы. Другие заявляют, что все дело в нежелании видеть Армению другими участниками Евразийского экономического союза, кроме России. Как вы считаете, в чем проблема?
– Все, что Армения может получить от России в нынешней ситуации, она и так получает. Имею в виду экономику. Поэтому, на мой взгляд, вступление Армении в ЕАЭС необходимо более самой России для расширения своего влияния на постсоветском пространстве не только условно, но и документировано. Нахождение Армении в составе ЕАЭС также серьезно осложнит и замедлит ее сближение с Евросоюзом, если нынешнее или будущее руководство страны вдруг решит сменить внешнеполитический вектор.
– Российская сторона привлекает Азербайджан в ЕАЭС, какие плюсы вы видите от вступления АР в этот союз?
– Плюсы, как и в случае с Арменией, больше для России. Баку и сейчас имеет все возможности для выгодного экономического сотрудничества с Россией, Казахстаном и Беларусью. Ряд его шагов по формальному сближению с НАТО, США и Евросоюзом, на мой взгляд, больше похож на попытки шантажа Москвы и получения от нее все новых и новых преференций.
– И последний вопрос, ситуация в Украине может стать плохим примером для других стран СНГ?
– Мне очень не хочется, чтобы украинский сценарий был применен в какой-либо другой стране постсоветского пространства, как и в целом в мире. Надеюсь, не просто плохой, а трагический и кровавый пример Украины отрезвит власти и оппозицию в тех республиках, где внутриполитическая ситуация, подогреваемая внешними операторами, сейчас напоминает украинскую год назад.