“Интересно, что компании из всевозможных вариантов сотрудничества сосредоточили свое внимание именно на добывающих проектах, как в России и Азербайджане, так и в третьих странах. Тут важно отметить, что при работе на территории России и Азербайджана речь будет идти, фактически, об обмене активами. “Роснефть”, скажем, может получить пай в азербайджанском оффшорном проекте на Каспийском море, а SOCAR взамен получит такую же долю в каком-либо проекте на территории РФ”, – обратил внимание Ильхам Шабан.
Как передает AZE.az, события Петербургского международного экономического форума показали, что Россия и Азербайджан выходят на новый уровень сотрудничества в нефтегазовой сфере, и ярким доказательством тому – заключение договора о создании совместного предприятия между Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR/ГНКАР) и российским нефтяным гигантом "Роснефть".
Такое мнение в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" высказал руководитель центра нефтяных исследований Ильхам Шабан.
Эксперт напомнил, что создание СП не было ни секретом, ни импровизацией со стороны двух компаний, хотя элементы сюрприза в заключении соглашения и присутствовали. "Напомню, что 13 августа прошлого года в ходе визита президента России Владимира Путина в Азербайджан главы компаний Ровнаг Абдуллаев и Игорь Сечин подписали Меморандум о сотрудничестве, одним из пунктов которого и было создание совместного предприятия. Другое дело, что срок действия меморандума истек в феврале – многие эксперты тогда сочли, что стороны попросту не смогли найти коммерчески взаимовыгодные условия для сотрудничества", – напомнил Шабан.
Аналитик подчеркнул, что совместное предприятие создается на паритетных основах, то есть при коммерческой выгоде и SOCAR, и "Роснефти", а это значит, что взаимовыгодные условия все же были найдены, пусть и три месяца спустя истечения срока действия Меморандума. "Здесь я бы подчеркнул, что в этом событии не стоит искать каких-то политических моментов. SOCAR всегда заключает те или иные контракты только на основании коммерческой выводы. Скажем, в том, что Госнефтекомпания сотрудничает с американскими компаниями, никакой политики нет, точно также и создание СП с "Роснефтью" – коммерческое решение. В нефтегазовой сфере оно выводит сотрудничество России и Азербайджана на новый уровень", – уверен он.
"Интересно, что компании из всевозможных вариантов сотрудничества сосредоточили свое внимание именно на добывающих проектах, как в России и Азербайджане, так и в третьих странах. Тут важно отметить, что при работе на территории России и Азербайджана речь будет идти, фактически, об обмене активами. "Роснефть", скажем, может получить пай в азербайджанском оффшорном проекте на Каспийском море, а SOCAR взамен получит такую же долю в каком-либо проекте на территории РФ", – обратил внимание Ильхам Шабан.
По оценке эксперта, наиболее вероятным совместным проектом "в третьих странах" может стать участие "Роснефти" в работе дочерней компании SOCAR Caspian Drilling Company. "Это уже следующий этап работы СП, причем, на мой взгляд, ее наиболее вероятное направление. В 2012 году CDC показала свои возможности, выиграв тендер на конкурентной основе с известными буровыми компаниями и пробурив разведочную скважину на израильском оффшорном месторождении. Полагаю, SOCAR предложит "Роснефти" заниматься бурением разведочных скважин на море", – заключил руководитель центра нефтяных исследований.
Напомним, что главы "Роснефти" и SOCAR Игорь Сечин и Ровнаг Абдуллаев, комментируя соглашение, отметили, что данный договор позволит начать конкретную совместную работу по отбору и реализации крупно-масштабных проектов в Сибири, на шельфе Каспийского моря и прочих акваториях, а также создаст возможности для обеих компаний по выходу на новые рынки сбыта.