Эксперт уверен, что наличие в распоряжении России, Азербайджана и Ирана основных запасов газа на планете позволяет им создать структуру, гораздо более сильную, чем OPEC. И несмотря на отдаленность перспектив, над их реализацией у трех стран есть шанс плодотворно поработать.
Как передает AZE.az, в Баку планируется трехсторонняя встреча глав МИД России Сергея Лаврова, МИД Ирана Джавада Зарифа и МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова. В ходе встречи будут обсуждаться двусторонние и трехсторонние проекты сотрудничества, включая развитие транспортного коридора “Север-Юг” и взаимовыгодное сотрудничество.
О том, что даст эта встреча в реальности, и как она может отразиться на регионе, Sputnik поинтересовался у старшего аналитика Центра изучения кризисного общества, эксперта РСМД и Института Ближнего Востока Сергея Балмасова.
По его словам, речь прежде всего идет об обсуждении договора о стыковке железных дорог Азербайджана и Ирана, которая должно стать реальностью к концу 2016 года.
Эксперт отметил, что это даст возможность реализации транспортного коридора “Север-Юг”, который свяжет Западную и Северную Европу с Восточной и Юго-Восточной Азией. В свою очередь, реализация данного проекта может послужить началом для соединения транспортных коммуникаций Азербайджана, Ирана и России.
“Соответственно, достижение подобного соглашения, идущего на пользу развития экономики вышеупомянутых трех стран, будет иметь и важное политическое влияние”, — считает он.
Не секрет, заметил Балмасов, что отношения Баку и Тегерана с Москвой имеют свои “шероховатости”. В первом случае – из-за Турции, во втором – из-за недопониманий по Сирии, и в том числе по причине раздражения в Иране из-за ослабления там российского военного присутствия. Ввиду этого, исламская республика вынуждена нести более серьезную нагрузку по борьбе против джихадистов.
По его мнению, это получило отражение и в бесславных результатах последнего визита в Тегеран российского министра Новака, которому по сути не удалось добиться там “энергетического прорыва”.
Как считает собеседник Sputnik, в случае, если сторонам удастся развить подобный успех, они способны на достижение гораздо большего. Например – похоронить в будущем планы Евросоюза на “каспийский газ”.
Кроме этого, Балмасов отметил, что в условиях, когда между Россией и Катаром ранее наблюдалось недопонимание по “газовому” вопросу, выход на рынок такого энергетического тяжеловеса, как Иран, все три страны могут использовать в своих интересах. Например, относительно проблемы цен на голубое топливо и создания некой структуры, которая бы активно участвовала в их формировании.
И перспективы здесь гораздо большие, чем это полагают некоторые, подчеркнул он. При этом эксперт заметил, что наличие в распоряжении трех стран основных запасов газа на планете позволяет им создать структуру, гораздо более сильную, чем OPEC (Организация стран-экспортеров нефти), и не ослабляемую присутствием в ней множества малых стран, чрезмерно зависимых от Запада.
Впрочем, считает политолог, пока это лишь отдаленные перспективы, над реализацией которых у Азербайджана, Ирана и России есть шанс плодотворно поработать.