Если будет мирное развитие, то это окажет позитивное влияние на российско-американские отношения в целом, и на конструктивный тон вокруг карабахского конфликта, считает эксперт Сергей Маркедонов.
Как передает AZE.az, доцент кафедры внешней политики и региона РГГУ, эксперт Российского совета международных отношений, кандидат исторических наук, колумнист Сергей Маркедонов заявил Первому Информационному Каналу, что встреча президентов Азербайджана и Армении в Уэльсе по инициативе госсекретаря США Джона Керри состоялась неслучайно: «Потому что недавно прошла встреча в Сочи между тремя президентами, инициатором которой стал Владимир Путин. Америка должна была показать, что не только Россия ведущая, но и она тоже. Мне кажется, что вообще, такая конкуренция не очень хороша, поскольку если речь идет об удержании ситуации под контролем, то лучше все-таки, вместе. Я могу сказать, что не Россия пыталась первой сепаратно действовать, в мае Уорлик сказал о том, что есть элементы урегулирования конфликта, разработанные американской администрацией, хотя они при ближайшем рассмотрении оказались повторением обновленных Мадридских принципов».
По его словам, затем был Russian aggression prevention act, в котором рассматривалась помощь Азербайджану в случае российской агрессии. «Это не корректно, поскольку в повестке дня вообще не стоит вопрос агрессии, но это формирует определенные неверные представления в том же Баку, поэтому, я считаю, что такая конкуренция не очень хороша, поскольку возникает соблазн у конфликтующих сторон протестировать Россию и Запад. Будут ли готовы они, как-то действовать вместе, или нет. А то, что была проведена такая встреча, то пусть лучше встречаются, чем воюют, конечно», – отметил эксперт.
По его словам, Путин организовал встречу в Сочи по более-менее понятной причине, поскольку инциденты и напряжение относятся к международно признанной армяно-азербайджанской границе: «Это ОДКБ, это возможный раскол в Евразийском формирующемся союзе, поэтому это можно назвать «командой быстрого реагирования». Эти причины я понимаю, а американские причины… поскольку Путин стал первым, давайте мы тоже не будем отставать. Согласитесь, это не причина, непосредственной заинтересованности США, по большому счету, в этом конфликте нет. Этот конфликт для американцев, как часть большого пазла – ближневосточного, постсоветского, а для России это непосредственная угроза границам».
«Поэтому, пока я не вижу такой критической ситуации. Есть отдельные, в достаточной степени тревожные моменты. Если стороны не перейдут какую-то грань, то может сыграть положительную роль украинская программа Путина, которая вступит в реальную силу, если будет мирное развитие, то это окажет позитивное влияние на российско-американские отношения в целом, и на конструктивный тон вокруг карабахского конфликта», – сказал аналитик.
Комментируя вопрос о том, что эскалацию ситуации могла спровоцировать Москва, эксперт отметил, что ей это не нужно: «А зачем? Получить раскол ОДКБ? Если бы эта эскалация переросла в войну, значит, Россия должна была созвать ОДКБ и предоставить помощь Армении, и получила бы что? Противодействие со стороны Беларуси и Казахстана. Это проблемы, зачем это ей? Мне кажется, что подобного рода выводы – чистая конспирология».