Таким образом оценил деятельность Минской группы ОБСЕ заведующий кафедрой БГУ, доктор юридических наук, профессор Кямиль Салимов.
Как сообщает AZE.az, в последнее время все чаще звучит недовольство в адрес Минской Группы ОБСЕ. В интервью “Эхо” заведующий кафедрой БГУ, доктор юридических наук, профессор Кямиль Салимов рассказал о плюсах и минусах деятельности МГ ОБСЕ.
– Как, по-вашему, будут ли вообще в будущем реальные политические решения Минской группы ОБСЕ по Нагорно-Карабахскому конфликту?
– Я не политолог, а потому не могу взять на себя ответственность дать политический прогноз по заданному мне вопросу. Однако не надо забывать, что Минская группа ОБСЕ – группа сопредседателей стран-членов ОБСЕ, возглавляющая процесс мирного разрешения нагорно-карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном с декабря 1994 г. Целью Минской группы ОБСЕ является обеспечение постоянного форума для переговоров по мирному разрешению кризиса на базе принципов, обязательств и положений ОБСЕ.
Предметом обсуждения Минской группы ОБСЕ являются статус и безопасность Нагорного Карабаха, беженцы и вынужденные переселенцы. Хотя в начальном этапе своей деятельности ее работа носила более плодотворный характер – режим прекращения огня и т.д. Однако, в последующем налицо деятельность Минской группы ОБСЕ можно было бы назвать заглавием книги В.Ленина “Шаг вперед, два шага назад”.
Интересно отметить, что причиной, побудившей В.И.Ленина дать ей столь непривычный в книжном мире заголовок явилось решение II съезда Российской социал-демократической партии (1904 г.). На съезде шла непримиримая борьба между большевиками и меньшевиками. Некоторые решения, которые принял съезд, были, “шагом вперед” по сравнению с недавним прошлым.
Однако меньшевики, как указал Ленин в своей книге, делали все, что могли, чтобы заставить партию после этого “шага вперед” сделать “два шага назад”, и вернуться к прежним ошибкам. А вскоре затем это название превратилось в самое резкое, самое точное определение для всякой робкой, нерешительной политики, для деятельности тех людей, которые постоянно колеблются; сделав что-либо, назавтра они в страхе отступают назад, уговаривая двигаться поосторожней, поосмотрительней – “медленным шагом”, робким зигзагом…”. Изложенное, можно в полном смысле применить к деятельности минской группы ОБСЭ.
Давайте же постараемся выявить, что, по нашему мнению, не делает Минская группа для достижения мира по Нагорному Карабаху. Минская группа ОБСЕ, согласно своему статусу, должна руководствоваться культурой прав человека – это предварительное условие для достижения мира в любой стране. Для разрешения подобного рода конфликтов минская группа ОБСЕ должна применить меры по осуществлению негативного и позитивного мира.
“Негативный мир” означает разведение сторон вооруженного конфликта, установление разъединительных линий, вывод войск и их размещение в более отдаленной зоне, заключение предварительных соглашений о неприменении вооруженной силы и т.д. С этой миссией Минская группа ОБСЭ справилась на начальном этапе (1994 г.).
К сожалению, дипломаты, участвующие в разрешении подобного рода конфликтов, как свидетельствует международная практика, не обучены реальным действиям, направленным на установление “позитивного мира”, который означает не только отсутствие войны или вооруженных конфликтов, но и создание условий для равенства, справедливости и развития, изучения коренных причин конфликта, основных причин их осуществления и далее на основе всего выработки конкретных предложений.
Достижение позитивного мира характеризуется высоким уровнем социальной справедливости и минимальным уровнем насилия. Однако 20 лет факт остается фактом. Армения осуществила вооруженную агрессию и оккупировала 20% территории Азербайджана (НК и 7 районов), что привело к появлению более 1 миллиона беженцев, нанесло многомиллиардный ущерб экономике оккупированных зон и т.д.
Минская группа с учетом указанных основополагающих международных документов обязана выработать свою стратегию, которая обеспечила бы мир. С этой целью она должна представить свою собственную программу мира и справедливости по разрешению Нагорно-Карабахского конфликта, и в качестве бесспорного принципа объявить участвующим сторонам. Фактически же основные подходы в ее деятельности – это знак равенства между агрессором Арменией, и подвергшимся агрессии Азербайджаном.
Минская группа хотя и добилась заключения сторонами конфликта договора о неприменении насилия (1994), однако фактически насилие – явное или скрытое, исходящее от Армении продолжается.
В ситуации отсутствия мира, жители Нагорного Карабаха, хотя их незначительное количество, сталкиваются с нарушениями, как экономических, так и социальных прав: нищета, эксплуатация, социальная несправедливость, отсутствие демократии т.д. В самой же Армении права граждан и их политические свободы систематически нарушаются, под угрозой право на жизнь, право не подвергаться пыткам и т. д.
– 20 лет прошло. Реальных подвижек по урегулированию конфликта нет. Ваши прогнозы? Что будет предпринимать правительство Азербайджана?
– При любых условиях, даже в случае достижения договоренности между Арменией и Азербайджаном, не удастся избежать введения в зону конфликта миротворческих сил. Функции миротворческих сил носят двоякий характер. Проведение боевых и полицейских операций. За период конфликта погибло более 30000 человек и естественно, миростроительство должно сопровождаться гарантиями безопасности мирного населения.
Считаю, что с учетом сложившихся реалий Азербайджан должен поднять ходатайство перед Минской группой ОБСЭ и другими международными структурами о проведении операции по принуждению к миру агрессора – Армению. Такие операции были проведены в отношении Северной Кореи, Ирака Югославии и т.д. Принуждение к миру характеризуется действиями, предпринимаемые для прекращения межгосударственного конфликта. Такие действия могут осуществляться как без использования вооруженных сил (экономические, правовые, финансовые санкции), так и с использованием вооруженных сил, так называемые “операции по принуждению к миру”.
В наставлении Объединенного комитета начальников штабов США 1995 года миротворческие операции подразделяются на два вида: операции по поддержанию мира и операции по принуждению к миру. Разница между ними заключается в том, что операции по поддержанию мира проводятся с согласия всех основных конфликтующих сторон и направлены на контроль и выполнение уже достигнутых соглашений о прекращении огня, а операции по принуждению к миру проводятся с целью создания обстановки для перемирия или прекращения огня.
В данном случае согласие Армении как государства-агрессора не требуется. В ходе операций по принуждению к миру вооружение и военная техника могут использоваться не только в целях самообороны Азербайджана, но и для уничтожения военных объектов и вооруженных группировок, участвующих в конфликте со стороны Армении. Считаю, что Минская группа ОБСЕ исходя из перечисленных международно-правовых оснований проведения операций по принуждению к миру с согласия Азербайджана должна обратиться с ходатайством в Совет Безопасности ООН, для принятия на основании главы VII Устава ООН, принудительных мер в отношении Армении – угрозы мира.