Российский эксперт подвела итоги уходящего 2014 года.
Как сообщает AZE.az, в интервью echo.az исполнительный директор политологического центра "Север-Юг" Юлия Якушева рассказала о том, каким был 2014 год с политической точки зрения, как для Азербайджана, так и в целом для ряда других государств.
– 2014 год подошел к концу, каким, на ваш взгляд, он был для стран постсоветского пространства с политической точки зрения?
– Противоречивым и сложным. Обострение отношений между Россией и Западом вокруг украинского кризиса, на мой взгляд, определило главные тренды в геополитике постсоветского пространства. Увы, настало время санкций, жестких заявлений и противоречивых решений.
Если брать более глубокие тренды, то, на мой взгляд, все более усиливаются ценностные расхождения между молодым поколением политиков стран СНГ и теми, кто определял внутри- и внешнеполитический курс своих стран после распада СССР. Новое поколение более вестернизировано, менее подвержено ностальгии по общему прошлому, а среди населения ряда стран, напротив, растет стремление к интеграции. Вот на таких противоречиях и заканчивается 2014 год.
– Какие достижения и наоборот вы можете выделить за этот год?
– C января 2015 года стартует Евразийский экономический союз. Для России и ее союзников это большой успех, знаковая дата. Ну, а наша общая боль – это Украина. Глубину этого кризиса мы еще не осознали до конца.
Кроме того, все более ощущаются проблемы в экономической сфере. Это не только результат внешнеполитических конфликтов и санкций, но и следствие нерешенности многих вопросов, связанных с развитием несырьевого сектора экономики. Много говорили о модернизации, но пока это в большей степени цель, а не "тема сегодняшнего дня".
– Какие самые запоминающееся политические события уходящего года вы можете обозначить?
– Вся цепь событий вокруг Украины. Информационное поле всех стран СНГ заполнено оценками, комментариями, мнениями по этому поводу. Соответственно, и основное внимание экспертов было приковано к влиянию украинских событий на экономику и политику. Но для меня все-таки самое важное решение – подписание Договора о ЕАЭС. В том случае, если проект заработает на полную мощность, мы увидим совершенно иные перспективы для стран, вступивших в это интеграционное объединение.
– Можно ли сказать, что для Азербайджана этот год был удачным в политическом плане?
– Муниципальные выборы прошли спокойно. Экономическая ситуация стабильна. Есть определенные риски, связанные с ситуацией в религиозной сфере, но это общая проблема всего Кавказа и Центральной Азии. Так что год был, на мой взгляд, спокойным, если не считать обострения ситуации вокруг Карабаха.
Что касается отношений между властью и оппозицией, то сохранились тренды, определенные еще итогами президентских выборов. Радикальная оппозиция пока не в состоянии определить новую повестку дня, а вопрос о ее объединении снова оказался "подвешен".
– Были ли, на ваш взгляд, подвижки в урегулировании карабахского конфликта в этом году?
– Особых подвижек, увы, пока нет. И это не может не тревожить. Хорошо, что удалось сбить напряженность, возникшую на линии разделения в середине года. Но все равно остается ощущение того, что опасность размораживания конфликта сохраняется. Много говорили о том, что у Вашингтона появился некий новый рецепт решения карабахского конфликта, но, откровенно говоря, кроме общих фраз, пока что со стороны Госдепартамента ничего не прозвучало.
– Как вы уже сказали, с января 2015 года должен заработать ЕАЭС. К каким последствиям это приведет на постсоветском пространстве?
– Окончательно оформится новый центр экономического притяжения. От того, насколько успешным окажется этот проект, зависят и геополитические перспективы России. Опросы общественного мнения показывают, что россияне позитивно оценивают сотрудничество России с Казахстаном и Беларусью. То есть на фоне достаточно высокого уровня общественной поддержки есть возможность для объединения усилий политических элит. Насколько наши партнеры готовы воспользоваться этим шансом, покажет 2015 год.
– Как будут развиваться отношения РФ и Запада, учитывая, что этот год был не лучшим?
– На Западе есть политики, которые понимают, что режим санкций – это не панацея. В ЕС существует группа влиятельных бизнесменов и политиков, которые призывают к более взвешенному подходу к украинскому кризису. Если их голос будет услышан, то это позволит сделать встречные шаги Москве и Брюсселю. Но пока что больших поводов для оптимизма не видно. США давят на европейских союзников. Этот фактор также необходимо учесть.