Само по себе приглашение президента не ядерного государства на столь представительный саммит уже является признанием той роли, которую Азербайджан играет в регионе, уверен эксперт.
Как передает AZE.az, Президент Азербайджана Ильхам Алиев на днях посетит саммит по ядерной безопасности в Вашингтоне. О том, как стоит расценивать этот визит, и повысит ли участие в нем роль Азербайджана в ядерной безопасность региона, Sputnik поинтересовался у ведущих экспертов по внешней политике.
Само по себе приглашение президента не ядерного государства на столь представительный саммит уже является признанием той роли, которую Азербайджан играет в регионе, уверен востоковед Игорь Панкратенко.
По его мнению, несмотря на то, что часть американского истеблишмента весьма негативно воспринимает и Турцию, и Азербайджан, тем не менее, сегодня они вынуждены признать, что без Анкары нет региональной политики Ближнего Востока и Центральной Азии, а без Азербайджана – нет политики на Кавказе и при Каспии.
Поэтому, заметил эксперт, тут речь идет не сколько о ядерной безопасности, сколько о региональной и субрегиональной вообще.
"Я считаю, что президент Азербайджана при поддержке турецкой стороны и других своих союзников максимально использует возможность этой площадки для продвижения в том числе и вопроса о Мецаморской АЭС, которая угрожает региону в целом", – отметил он.
В свою очередь, политолог, руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Михаил Нейжмаков отметил, что до недавнего времени самой известной из проблем в атомной сфере, затрагивавших Азербайджан и его соседей, была ядерная программа Ирана.
Эксперт считает, что ослабление международного давления на ИРИ не означает, что тот же Вашингтон больше никогда не вспомнит об этом вопросе.
"Показательно, что Тегеран на саммит по ядерной безопасности приглашен не был. Но, все же, если в последние месяцы к Ирану и высказывались претензии, то по ракетной, а не ядерной программе. Поэтому вряд ли о Тегеране будет много говориться на саммите в таком контексте", – сказал он.
Более того, отметил собеседник Sputnik, Азербайджан входит и в постсоветское пространство. И уже сегодня некоторые украинские источники считают, что Петр Порошенко в ходе саммита может обвинить Россию в планах разместить в Крыму атомное оружие. Но, опять же, не факт, что это произойдет.
По словам Нейжмакова, американские хозяева саммита явно не хотят, чтобы страны-участники отвлекались от выбранной ими повестки. Недаром старший директор совета национальной безопасности при Белом доме Лора Холгейт назвала саммит именно "площадкой для ответственных дискуссий".
Скорее всего, сказал политолог, из собственно ядерных проблем на саммите в первую очередь будут обсуждаться тема КНДР и вопросы защиты атомных объектов, технологий и материалов от исламских террористов.
"Правда, в этом контексте можно вспомнить и о Южном Кавказе. В регионе ведь есть атомный объект – Армянская (Мецаморская) АЭС. Но снова вспомним о хозяевах саммита – судя по всему, они не настроены на то, чтобы дискуссия слишком задерживалась на локальных вопросах", — отметил он.
Тем не менее, отметил Нейжмаков, саммиты по атомной безопасности всегда были посвящены не только своей официальной теме. Например, на аналогичном мероприятии 2014 года обсуждалась и ситуация вокруг Украины. Недавно Барак Обама прямо заявил, что на нынешнем мероприятии обсудят "совместные усилия" против "Исламского государства".
При этом эксперт указал на то, что президент США демонстрирует холодность в отношении старых партнеров своей страны в исламском мире. Достаточно отметить, как в интервью изданию The Atlantic американский лидер напомнил про финансирование исламских фундаменталистов Саудовской Аравией. Но раз США держат дистанцию по отношению к старым союзникам, то "вакуум партнерства", пусть и временно образовавшийся, надо заполнять.
Собеседник Sputnik считает, что это может побудить Вашингтон активнее присмотреться к другим государствам Большого Ближнего Востока. В том числе, к Азербайджану. Пробные шаги в этом направлении Вашингтон может предпринять и на нынешнем саммите.