Надо учитывать то, что Армения является для РФ стратегическим союзником, что не позволяет оказывать никакого давления в принципе.
Как сообщает AZE.az, на вопросы echo.az отвечает российский эксперт, председатель экспертного совета Фонда поддержки научных исследований "Мастерская евразийских идей" Григорий Трофимчук.
– Со 2 апреля ситуация на линии соприкосновения азербайджано-армянских войск остается напряженной. Нарушения режима прекращения огня армянской стороной заставляют азербайджанскую принимать ответные меры. Тем самым ни о какой стабилизации говорить не приходится. Как вы считаете, стоит ли ожидать очередной вспышки напряженности на линии фронта?
– Отмечено правильно: ситуация, как минимум, остается напряженной, и она уже никогда не вернется в то состояние, которое существовало до 2 апреля 2016 года. Ситуация характерна тем, что вооруженные столкновения теперь могут начаться в любой момент, так как ничего не решено, прежние договоренности почти не действуют, все находится в подвешенном, зыбком состоянии.
Но и сам Азербайджан с каждым днем теряет тот потенциал (переговорный и военно-политический), который мог стать итогом четырехдневных боев.
Расчет был на то, чтобы сразу же после прекращения огня, почти мгновенно начать переговоры по возвращению конкретных территорий под контроль Баку. Но этого не произошло. Поэтому у Азербайджана может не остаться другого пути, кроме как снова напомнить о себе всему миру через продолжение реализации своей боевой программы.
– Недавно с визитами в Азербайджане и Армении находился глава МИД России Сергей Лавров. В СМИ прошла волна сообщений о предложениях Лаврова по урегулированию конфликта, которые включают в себя возвращение оккупированных районов Азербайджана. Как вы считаете, насколько вероятен подобный сценарий, и примет ли его армянская сторона?
– Информация, которую обсуждали СМИ в связи с этим визитом, вряд ли соответствует действительности. Нет никаких сенсаций. Речь идет о поддержании режима перемирия и нахождении вариантов по переводу его на долгосрочную основу. Сам глава МИД России может лишь выполнять то, о чем было заявлено ранее от имени вышестоящих ответственных лиц.
В частности, глава правительства РФ Дмитрий Медведев заявлял о том, что все должно развиваться в рамках принятых ранее решений, поэтому никаких "революций" дипломатическое ведомство России здесь устраивать не собирается. Пока что идут разъезды высоких чиновников в обе стороны, Баку и Ереван.
Но, впрочем, и раньше было то же самое. Сегодня будет крайне сложно "уговорить" Армению "отдать" те или иные районы, так как случилась новая, пусть небольшая, война, которая изменила многое. Тем более что такой возврат будет выглядеть так, как будто Армения эту "недовойну" проиграла и теперь от нее требуют репараций. Даже если бы сам Ереван и захотел пойти по такому пути, то непризнанный Карабах не даст ему этого сделать.
– Как вы думаете, станет ли РФ давить на Армению, чтобы добиться успехов в вопросе успешного урегулирования конфликта?
– Москва не будет давить на Ереван. Хотя, естественно, будет согласование вопросов, связанных с Карабахом, той или иной степени жесткости.
Но никакого давления не будет. Надо учитывать то, что Армения является для РФ стратегическим союзником, что не позволяет оказывать никакого давления в принципе.
Тем более что такое поведение Москвы может легко спровоцировать совсем не ту реакцию со стороны Еревана, которую можно было бы ожидать. В Армении есть достаточно сильная оппозиция, которая обязательно воспользовалась бы такой возможностью, чтобы оторвать Армению от России.
Да и потом, надо смотреть в суть проблемы. Давить, чтобы Армения отдала что: один район, часть районов, все прилегающие районы, районы плюс Карабах? Здесь нет пока никакой точной схемы действий, согласованной с Азербайджаном или международными наблюдателями, и по этой причине тоже никакое давление невозможно.
– Как вы считаете, могут ли международные правовые организации сегодня оказать должное давление на страну-оккупанта?
– Если вы имеете в виду Армению, то на нее давление будет оказано по-любому. Запад будет усиливать попытки по выбиванию Армении "из-под России" и пытаться перевести ее под влияние Евросоюза.
Мы видели начало этого процесса в прошлом году, когда была попытка поднять в массовом порядке вопрос о тарифах на электроэнергию. Сегодня протестные настроения внутри страны усиливаются кардинально, и этим политическим материалом обязательно воспользуются оппоненты России, являющейся союзником Армении по всем параметрам, включая военный, то есть давление тут будет распределяться и на Россию, и на Армению. При этом Россию будут пытаться сделать единственным главным "ответчиком" за поддержание перемирия в зоне Карабаха.
Что касается каких-то международных организаций (правозащитных и т.п.), то их действия против армянской власти лишь будут подкреплять общую западную линию, создавать нужный информационный и психологический фон.
При этом надо иметь в виду и собственно сами армянские геополитические возможности, которые имеются в наличии благодаря сильной диаспоре. Армения в этом плане – не сирота. У Азербайджана пока еще нет аналогичного рычага.
– Существует ли сегодня вообще "рецепт" мирного урегулирования карабахской проблемы?
– Такой вариант теоретически существует. Но только в том случае, когда и Россия, и Армения, и Азербайджан входят в одно мощное надгосударственное образование, где проблемы границ уже не играют особой, принципиальной роли. Пример СССР показал, как это может быть на практике.
Естественно, о возвращении в прошлое говорить нельзя. Однако такой исторический пример был, и его уже нельзя не принимать в расчет. Именно Россия (Советская Россия) тогда гарантировала границы Азербайджана, так как обладала реальной силой. Сегодня, по моему мнению, так называемой новой России приписывают слишком много демонических качеств, которых у нее нет.
Другой вариант я, как эксперт озвучивал лет пять-семь назад, когда еще не было сегодняшних геополитических сдвигов, которые сами по себе не дадут карабахской проблеме развиваться в мирном ключе.
Можно было дать Азербайджану проявить себя на одном из тех районов, которые находятся вокруг Карабаха, то есть провести такой тест, на глазах у всего удивленного мира, одновременно сняв опасения Еревана по поводу дестабилизации в зоне конфликта и решив проблему беженцев и прочие актуальные вопросы.
Армения при всех президентах всегда подчеркивала, что главным для нее является ее региональная безопасность. Именно эти опасения и мог тогда снять Азербайджан – при том, напоминаю это еще раз, что в тот момент не было ни украинской, ни сирийской войны. Сегодня, на фоне этих войн, Карабах автоматически становится очередным костром, разложенным под Россией и Кавказом в целом.