Эксперт: Карабахский конфликт является уникальным на постсоветском пространстве

Ситуация в зоне карабахского конфликта после резкого обострения в конце июля – начале августа стабилизировалась.

Каковы перспективы карабахского урегулирования, что дала состоявшаяся 10 августа встреча президентов Армении, России и Азербайджана в Сочи, может ли Минская группа ОБСЕ продолжать эффективную деятельность – на эти и другие вопросы в   интервью агентству «Новости-Армения» рассказал эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН, политолог Андрей Арешев, передает AZE.az.

По его словам,   ситуация в переговорном процессе вокруг Нагорного Карабаха достаточно запутана: «И еще более ее запутала та эскалация военных действий, которую мы наблюдали на рубеже июля и августа». Эксперт напомнил, что   рядом дипломатов, прежде всего американских и европейских, проводилась идея о встрече Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева (президентов Армении и Азербайджана) в одной из западных столиц. Речь шла о Париже или же об их встрече в Нью-Йорке в рамках сентябрьской сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

 Существует предположение, что основной задачей этих встреч могло бы стать убеждение сторон в необходимости подписания так называемых Мадридских принципов, и эта эскалация военных действий могла быть одним из элементов этого убеждения, считает эксперт.

Он отметил, давление оказывается и на Ереван, и на Баку.   «Попытки манипулирования политическими элитами как в Армении, так и в Азербайджане, возможно, кажутся кому-то верхом дипломатического мастерства, но на самом деле они не приближают справедливое и компромиссное решение карабахского вопроса, потому что они не отвечают на главный вопрос и никак не соотносятся с сутью карабахского конфликта».

«Карабахский конфликт является уникальным на постсоветском пространстве в том плане, что стороны соблюдают хрупкое перемирие вот уже на протяжении более чем двадцати лет без какого-либо внешнего вмешательства, и мне кажется, что это наиболее адекватная схема. Посредники, сопредседатели Минской группы ОБСЕ должны помогать сторонам искать какие-то развязки, какие-то компромиссы, вместо того, чтобы решать свои геополитические проблемы», – заявил политолог.

Совершенно очевидно, что США приступили к серьезной борьбе за постсоветское пространство, что мы видим на примере Украины, отметил эксперт. «Для меня, например, не случайно, что это обострение случилось аккурат тогда, когда против России были введены незаконные санкции США и Европейским союзом. Это ни в коей мере не свидетельствует о том, что Соединенные Штаты как посредник, как сопредседатель МГ ОБСЕ становятся более предсказуемыми и более адекватными. Это создает проблемы, но мне кажется, что Россия эти проблемы постарается решить максимально аккуратно и максимально безболезненно», – отметил он.

По его словам, он не видит прорыва в  переговорном процессе , прежде всего потому, что существует предположение, что итоги встречи в Сочи могут понравиться далеко не всем, и не исключено, что уже в ближайшее время мы сможем увидеть новую эскалацию напряженности в регионе, в том числе, пусть даже только пропагандистскую.  

Арешев подчеркнул, что в России, по его мнению,   существует твердое желание не ссорится до последнего ни с США, ни, особенно, с Евросоюзом. Применительно к событиям на Украине – это стремление действовать в русле взаимодействия, а не в русле конфронтации в решении возникающих проблем. Оно проявлялось Москвой и проявляется до сих пор. То есть, в России никто не ставит вопрос в конфронтационном плане. «В конфронтационном плане вопрос ставят прежде всего наши западные контрагенты. И если это серьезная позиция, если она обоснована, если они будут ее отстаивать и дальше, используя, в том числе различные, не совсем корректные методы, России просто не останется другого выхода, на мой взгляд, кроме как актуализировать собственную посредническую роль. При этом никто не говорит о резких шагах дипломатического характера, о выходе из Минской группы ОБСЕ, о каком-то замораживании де-факто работы этой структуры. Она, кстати говоря, по крайней мере, не вредит. Но, тем не менее, на те разногласия, которые проявляются, в том числе и в публичных заявлениях, нельзя не обращать внимания».