"Безусловно, вообще все, что связано с Каспием, является важным элементом экономического подключения к проекту пояса Шелкового пути, потому что есть так называемые северные коридоры, которые идут из Китая через Казахстан в Россию по Транссибу, и южные, которые пойдут через Синьцзян-Уйгурский район в Индию дальше, а может быть, через Каспий в страны Персидского залива. Каспий будет очень важным регионом, с транспортно-логистической точки зрения, хотя и не простым, потому что если мы говорим о том, чтобы доставлять грузы через Каспий, это лишний перегруз, лишнее растаможивание. Надо решать технические логистические вопросы, конечно".
Как передает AZE.az, развитие взаимодействия между Азербайджаном и ШОС имеет большое значение, поскольку Каспийский регион, частью которого является важным элементом транспортных маршрутов между Востоком и Западом, в том числе Шелкового пути, заявил корреспонденту "Вестника Кавказа" главный научный сотрудник Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений Института Дальнего Востока РАН Владимир Петровский.
"На предстоящем саммите в Ташкенте будет решен вопрос о том, чтобы наделить Азербайджан, Армению и еще, по-моему, Камбоджу и Непал статусом партнера по диалогу. После этого со временем они смогут стать странами-наблюдателями, почему нет? ШОС становится все более привлекательной организацией и все больше стран желают участвовать в работе, так или иначе. Есть ведь такое понятие как "семья ШОС", куда входят страны-члены ШОС, наблюдатели и партнеры по диалогу. Теперь вот среди них будет еще и Азербайджан", – сказал он.
"Такое сотрудничество интересно, потому что это все происходит в рамках создания экономического пояса Шелкового пути, у которого есть несколько транспортно-логистических маршрутов. Один из них сейчас тестируется – который соединяет Китай и Европу через Азербайджан и Каспий. Надо посмотреть, насколько эффективно будет работать этот транспортно-логистический маршрут, какова будет загрузка, какова будет экономическая эффективность и окупаемость. Это один из вариантов, который будет сейчас отрабатываться. Посмотрим, как получится ", – отметил эксперт.
"Безусловно, вообще все, что связано с Каспием, является важным элементом экономического подключения к проекту пояса Шелкового пути, потому что есть так называемые северные коридоры, которые идут из Китая через Казахстан в Россию по Транссибу, и южные, которые пойдут через Синьцзян-Уйгурский район в Индию дальше, а может быть, через Каспий в страны Персидского залива. Каспий будет очень важным регионом, с транспортно-логистической точки зрения, хотя и не простым, потому что если мы говорим о том, чтобы доставлять грузы через Каспий, это лишний перегруз, лишнее растаможивание. Надо решать технические логистические вопросы, конечно", – добавил Петровский.
Большое значение имеет и развитие взаимодействия ШОС с таким государством, как Иран. "Вероятность присоединения она, достаточно высока, но я думаю, это будет происходить после того, как завершится процесс принятия Индии и Пакистана, потому что это не простой процесс, в ходе которого ШОС получит новый опыт. Впервые произойдет расширение этой организации, и она должна будет на уровне своих руководящих органов осмыслить этот процесс, осмыслить опыт, который был накоплен. И уже с учетом этого опыта будет решаться вопрос о присоединении Ирана, потому что вопрос уже, конечно, назрел", – считает востоковед.
"Иран подавал заявку. Вопросы, которые связаны с урегулированием иранской ядерной программы, вроде бы, уже в целом разрешены, и это открывает, с точки зрения хартии ШОС, возможность для начала процесса присоединения Ирана. Видение глав государств, насколько я могу судить, таково, что этот процесс скорее всего начнется после того, как завершится процесс присоединения Индии и Пакистана", – добавил он.
"Иран, мне кажется, стремится вступить в ШОС, и он станет желанным партнером для других стран-членов этой организации опять-таки, с точки зрения экономики и безопасности – двух столпов существования Шанхайской организации сотрудничества. Если он станет ее членом, то тогда идея континентального экономического партнерства, которая обсуждается в рамках ШОС, может обретать зримые черты. Без Ирана будет не вполне логично развивать энергетический диалог. Мы говорим, что в рамках ШОС есть энергетический клуб, который объединяет производителей, поставщиков энергоресурсов, и потребителей энергоресурсов. Иран как производитель энергоресурсов играет, конечно, в этом ключевую роль. С точки зрения безопасности, трудно переоценить роль Ирана, который граничит с Афганистаном. Без вовлеченности Индии, Пакистана и Ирана, конечно же, как соседа Афганистана вряд ли можно будет достичь урегулирования в этой стране", – подчеркнул эксперт.
"На самом деле с тем, что Иран, безусловно, станет членом ШОС в обозримой перспективе связаны очень большие перспективы", – резюмировал Владимир Петровский.