Ситуация на Донбассе словно застыла в своем развитии: сепаратисты сидят в захваченных административных зданиях и «требуют» референдумы, а украинские власти делают вид, что проводят антитеррористическую операцию. Похоже, что стороны выжидают – у кого быстрее сдадут нервы, кто сделает первый неверный шаг.
Как сообщает AZE.az, руководитель проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников считает, что сейчас Киев выступает в роли несамостоятельного партнера в антимосковской коалиции. Ставки в украинско-российском конфликте гораздо выше, чем территориальная целостность Украины. Путина заманивают в ловушку, приманка – Донбасс. Об этом он говорит в интервью изданию «Белорусский партизан».
– Истек трехдневный ультиматум, предъявленный украинскими властями сепаратистам. Сепаратисты по-прежнему делают свое черное дело, не встречая особого сопротивления на своем пути. Почему целая страна не в состоянии дать отпор сотням сепаратистов и российских диверсантов? Не может или не хочет?
– Это неправильная постановка вопроса. Конфликт уже вышел за пределы украинско-русского противостояния. Сейчас имеет место условная негласная антимосковская коалиция. По сути, нынешние власти в Киеве, как мне кажется, партнеры в ней, причем достаточно несамостоятельные.
Думаю, что сейчас ставки гораздо выше, чем просто территориальная целостность Украины. Путина заманивают в ловушку. Приманка – Донбасс. Если он её проглотит, то получит моментально: устойчивое антироссийское большинство на любых выборах в Украине; полномасштабные санкции со стороны Евросоюза, который пока больше жует сопли; 6,5 миллионов ртов, которых надо кормить и обогревать, потому как местная экономика почти нежизнеспособна; развитый донецкий криминалитет, с которым тоже надо будет что-то делать (ну хотя бы отстрелять); необходимость содержать значительные силы вдоль всей украинско-российской границы; медный таз для любых своих интеграционных инициатив.
Я, кстати, не верю в аншлюс Донбасса. Скорее, туда вернется "законный президент" Виктор Янукович, под крылом которого соберется часть Верховной Рады из числа депутатов-регионалов и коммунистов. Де-факто будет две Украины: Киевская и условная Донецкая. Обе под желто-голубым прапором и с трезубцем.
Цель Москвы: сорвать выборы 25 мая, навязав искусственный вопрос о федерализации и языке. Это инструменты для ослабления любой центральной власти в Киеве, превращения страны в слабоуправляемый конгломерат полуфеодальных территорий. Этакая реинкарнация Речи Посполитой 18 века в веке 21-ом.
У Киева два варианта: начать массированное кровопускание на востоке страны; по сути, отдать восток Путину. Но не насовсем, а "подержать".
Россия в силу санкций не сможет кормить в полный рот Донбасс. Социальная и экономическая система региона во многом базируется на дотациях. Которых не будет. Короче, регион повторит путь Приднестровья, только гораздо быстрее. ПМР утратила треть населения за последние 20 лет: молодежь просто уезжает из региона, не видя там перспектив. То же будет и в Донецкой Украине, только гораздо быстрее. Лет через 10 там будет жить от силы 4,5 миллиона, из них миллиона 2 пенсионеров.
Дальше наступает вариант Сербской Краины: операция "Буря". За неделю Киевская Армия громит Донецкую. Россия громко стенает, шлет воззвания в ООН и всему прогрессивному человечеству относительно акта вероломной агрессии киевской хунты. Но в душе крестится и подсчитывает сэкономленное на содержании Донецкой Украины.
– Александр Турчинов уже объявил, что не против проведения референдума о государственном устройстве 25 мая – одновременно с президентскими выборами. Что заставило и.о. президента изменить свою прежнюю позицию?
– Общественное мнение не хочет никакой федерализации. Это во-первых. Во-вторых, надо показать, что в Киеве готовы пойти на компромисс даже по самым болезненным вопросам. То есть, настроены конструктивно. Это, скорее, игра на внешнее общественное мнение.
– По сути дела, Турчинов подхватывает требование Кремля, который настаивает на проведение референдума о федерализации Украины. Это капитуляция?
– Какая капитуляция? В среднесрочной перспективе Украина выиграет. Это часть тактики, которая выставляет Кремль невменяемым агрессором, абсолютно недоговороспособным. Есть такая штука: планы гладко выглядят на бумаге, можно что-то подправить, что-то убрать. Но с какого-то момента уже невозможно сказать «Стоп!». Конфликт начинает развиваться по своей логике.
Очевидно, что от Путина ждут (прежде всего, Запад) публичной и четкой позиции по кризису в Донецке. И надеются, что он увязнет во всей этой ситуации еще больше. Потому как его публичная позиция может быть только жесткой. Иначе в глазах российских шовинистов он станет трусом и предателем. Как только жесткая позиция будет озвучена – ему придется предпринять и хотя бы ограниченные, но незавуалированные действия. Например, въезд в Донецк на русских танках Януковича.
– Каковы последствия совмещения общенациональных кампаний? Комитет избирателей Украины заявляет, что такое совмещение приведет к хаосу.
– Ну да, а сейчас там порядок. То Цареву морду набьют благодарные избиратели, то Добкина яйцами забросают. То Тимошенко освистят.
– Лукашенко заявил, что Запад слил Украину. Несмотря на всю неприязнь к этому деятелю, я склонен согласиться с ним – все эти готовности к первому, десятому, сотому этапам санкций уже набили оскомину.
– Запад западу рознь. Есть более жесткая позиция, есть менее. Но то, что Россия – угроза для тамошних элит, аксиома. Более прямолинейные шаги России только подтолкнут западных лидеров к радикализации позиции в отношении Москвы.
Они помогали Грузии, почему они должны бросить гораздо более значимую в геополитическом плане Украину? Никакого слива нет. Есть планомерная работа по выстраиванию новой системы госуправления, приведению в порядок госфинансов, стабилизации в области безопасности. Работают специалисты ФБР в части поиска похищенных прежней властью бюджетных средств; поляки помогают подготовить реформу местного госуправления. Если бы Запад слил Украину, то в Москве не бились бы в истерике из-за НАТОвских баз на Днепре.
Другое дело, что до стабилизации ситуации на Донбассе формат западного содействия окончательно определить не получится. Надо какой-то промежуточный итог: зачистка или откол Донбасса.
– Какой наиболее реалистичный сценарий развития событий в Украине? Есть мнение, что цель Путина и нынешней российской власти – расчленение Украины. И чем раньше в Украине представят себе масштаб угрозы, тем меньше будут потери.
– Я бы воздержался от прогнозов. Ситуация откола Донбасса и его сохранения в составе Украины равновозможны. Всё зависит от решения одного человека с кремлевской пропиской.
На наших глазах разворачивается долговременная геополитическая игра, которая выше нашего беларуского понимания. Поэтому нам в Беларуси остается только смотреть, раскрыв рот, и благодарить бога, что не мы игровое «поле». И сочувствовать казахам – они, скорее всего, следующие.