Эксперт: Морнингстар постарался не раздражать проармянских политиков США

По мнению политолога Мубариза Ахмедоглу, будущего посла США в Баку атаковали более жестко, чем его предшественника, Мэтью Брайзу.

Как сообщает AZE.az, накануне в сенатском Комитете по внешним сношениям США прошли слушания вокруг утверждения Ричарда Морнингстара послом в Азербайджане. Слушания выявили, что в Вашингтоне нет четкого представления о происходящих в Азербайджане событиях даже после визита в регион госсекретаря Хиллари Клинтон. Морнингстару были заданы вопросы о милитаризации региона и азербайджано-израильской сделке по закупкам вооружений на 1,6 млрд. долларов. “Мы еще не имеем полной информации о том, что происходит”, – сказал Морнингстар, отвечая на заданные ему вопросы. “Для этого важно поддерживать прямые и постоянные контакты с властями в Баку”, – продолжил он, пишет “Эхо”.

Далее проармянский сенатор Р.Менендез задал Морнингстару вопрос об уничтожении армянского кладбища в Джульфе. “Если я буду утвержден послом, то поеду в регион, разберусь и сделаю все от меня зависящее”, – отметил Морнингстар. На вопрос сомневается ли Морнингстар в событиях 1915 года, дипломат ответил – “нет”. Однако ни Менендез, ни Морнингстар не использовали термин “геноцид”. Кроме того, другие сенаторы задавали Морнингстару вопросы о правах человека, нарушениях режима прекращения огня в Карабахе.

Председательствющая на слушаниях сенатор Джин Шаен (Jeanne Shaheen) выразила надежду, что после освобождения молодежного активиста Бахтияра Гаджиева в Азербайджане будут освобождены и остальные политзаключенные и узники совести. При этом Менендез обвинил Ильхама Алиева в пропаганде ненависти к армянам и призвал американскую дипломатию противостоять этому. На это Морнингстар ответил, что права человека и региональный мир – это наиболее важные приоритеты и должны быть в центре интересов властей Азербайджана.

“Мы продолжим свои усилия в этом направлении. Некоторые шаги уже сделаны и, в частности, в сфере прозрачности. Если я стану послом, то продолжу усилия по продвижению реформ в этой области. Проекты по усилению гражданского общества и демократии также будут в числе моих приоритетов”, – сказал Морнингстар.

Далее сенаторы затронули тему Ирана, задав вопрос о политике Вашингтона. В частности, у Морнингстара спросили, чему США отдадут приоритет: разработке месторождения “Шахдениз” или исключению Ирана из этого проекта? На это Морнингстар ответил, что сотрудничество с Ираном – нежелательно ни для кого, однако месторождение “Шахдениз” крайне важно для Европы и имеет исключительное значение. Поэтому США будут поддерживать этот долгосрочный проект, а также газопровод TANAP. Таким образом, слушания завершились, Однако голосования по кандидатуре Морнингстара будут вестись в течение 48 часов. В случае его утверждения в комитете кандидатура будет вынесена на общее собрание Сената.

Тем временем глава Центра политических инноваций и технологий (ЦПИТ), политолог Мубариз Ахмедоглу, комментируя ход обсуждений, отметил, что “нападки проармянски настроенных сенаторов были ожидаемы”.

По его мнению, Морнингстару необходимо выйти из этой ловушки, т.к. проармянские силы атаковали его даже более жестко, чем экс-посла США в Азербайджане Мэтью Брайзу. “Ответы Р.Морнингстара меня не удовлетворили. Но он вел себя как политик, стараясь не раздражать проармянски настроенных сенаторов и конгрессменов, чтобы не наложили вето на его кандидатуру. Он работал на конкретный результат”, – пояснил он “Эхо”.

Одновременно эксперт считает, что “поиск хачкаров в Джульфе – это иранский “проект”. “Именно Иран в тот период организовал одного или двух армянских экспертов, чтобы они каким-то образом получили “достоверную” информацию, с целью давления на Азербайджан. Уничтоженные хачкары расположены на территории Ирана, а ее иранская сторона представляет как территорию нашей страны. Проармянский сенатор Менендез и армянское лобби США открыто играют “иранскими картами”. Видимо, на их банковские счета уже переведены деньги из Ирана. Два вопроса, заданные сенатором Менендез открыто связаны с иранской тематикой. С одной стороны, они утверждают, что Иран финансирует террористические группировки. С другой стороны, они получают от них деньги”, – отметил глава ЦПИТ.

По словам эксперта, сейчас очень важно то, какие вопросы вновь будут заданы Р.Морнингстару со стороны проармянски настроенных сенаторов. “Затем последует голосование, и если у данных сенаторов не появятся дополнительные вопросы, то, скорее всего, его кандидатуру утвердят”, – сказал М.Ахмедоглу.

Между тем распространено заявление кандидата на пост посла США в Азербайджане Ричарда Морнингстара на слушаниях в комитете по внешним связям Сената. Упомянув о ранее занятых постах, он отметил, во всех этих должностях одной из его главных задач было развитие и стабильность всего Южного Кавказа и данная позиция сохраняется и сегодня.

“Очень хорошо помню – в 1990 гг. я старался чтобы в Грузию и Армению было доставлено горючее и зерно для того чтобы они могли пережить тяжелый зимний период. В последующие годы я совершил визит во все три южно-кавказские страны. США могут только выиграть и извлекать пользу от демократического, мирного, развивающегося Азербайджана, который стратегически связан с Соединенными Штатами, а также европейскими союзниками”.

Отметив, что в этом году США и Азербайджан отмечают 20-летие установления дипломатических отношений, он заявил, что это событие дает оценку глубине сотрудничества, а также пути, “который мы преодолели в важных областях – безопасности, энергетики, демократических и экономических реформ”. “Администрация верит, что мы должны углубить свое сотрудничество в этих областях и вместе работать для решения тех вызовов, с которыми сталкивается регион. США длительное время считают Азербайджан сильным партнером в международной безопасности. Мы помним события 11 сентября 2001 года. Тогда, когда мы нуждались в этом, президент Азербайджана Гейдар Алиев одним из первых протянул руку помощи и предложил тесное сотрудничество в борьбе с терроризмом. Это сотрудничество продолжается и по сей день”.

Дипломат напомнил о миротворческой миссии азербайджанских солдат в Косове, Ираке и Афганистане, транспортную роль, которую на себя взял Азербайджан в “Северной распределительной сети” для поддержки операции НАТО в Афганистане. “Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, а теперь развитие Южного коридора, являются яркими примерами, того, что Азербайджан придерживается пути Евроатлантической интеграции и выполняет обязательства по глобальной энергобезопасности. Основную часть нашей стратегии составляет диверсификация энергетических маршрутов и источников для европейского рынка.

Если меня подтвердят, я продолжу свою деятельность с Азербайджаном по диверсификации энергетических маршрутов и обеспечению защиты энергетической инфраструктуры. Но, интеграция Азербайджана на Запад может и должна выйти за рамки нефте- и газопроводов. США должны продолжить сотрудничество с Азербайджаном для прогресса в демократических и экономических реформах, в сфере закона, прозрачности, уважения к фундаментальным свободам. Безусловно, у Азербайджана жесткое соседство, и страна сталкивается с реальным давлением. Несмотря на это, для долгосрочной безопасности и развития Азербайджана демократические реформы необходимы. Наши обширные совместные интересы с Азербайджаном совпадают с приоритетами внешней политики США. Вместе с тем, предстоит еще много работы для сближения наших правительств, народов и обществ”.