Эксперт: Москва заинтересована в сотрудничестве с Баку даже в большей степени, чем с Арменией

Армения до сих пор не вступила в Евразийский союз, хотя должна была это сделать еще в конце мая. Теперь называется новая дата вступления. 

Как передает AZE.az, уже почти три месяца процесс подписания соглашения о вступлении Армении в Евразийский союз откладывается, несмотря на то, что страна выполнила все требования, изложенные в «дорожной карте». Официальные причины оттягивания процесса интеграции страны в ЕАЭС так и не оглашены; существует множество теорий о вмешательстве Азербайджана, нерешенном нагорно-карабахском вопросе, критике со стороны Казахстана и Белоруссии, внутриармянских противоречиях. Своим мнением с «Русской Планетой» поделился глава Центра кавказоведения при РГГУ Исмаил Агакишиев.

— Почему процесс подписания соглашения о вступлении Армении в ЕАЭС затягивается? Какие ключевые вопросы не могут решить стороны?

— Ситуация сложилась крайне неопределенная. 29 мая в Астане в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета президент Армении Серж Саргсян просил утвердить окончательный срок подписания страной договора о присоединении к ЕАЭС до 15 июня. Потом лидеры России, Белоруссии, Казахстана и президент Армении перенесли срок подписания на 1 июля. Потом речь шла о 3 июля (теперь называют другую дату — в конце октября 2014 года).

Причины для этого есть как внутренние, внутриармянские, так и внешние. Что касается внутренних, то велико противодействие оппозиции процессам евразийской интеграции. Что касается внешних, то Запад, который все это время поддерживал политику Сержа Саргсяна, недоволен выбранным вектором, решением о присоединении к ЕАЭС. Сейчас сами армянские эксперты говорят, что политический пасьянс раскладывается таким образом, что в нем есть карта Армении, но нет ее самой. То есть вокруг членства Еревана в ЕАЭС развиваются процессы, в которых сама Армения не принимает участия и не оказывает на них влияния.

— Может ли быть предпринята попытка за счет интересов Армении привлечь Азербайджан в Евразийский союз?

— Россия, очевидно, хочет видеть Азербайджан в составе ЕАЭС. Причем, несмотря ни на какие новые интеграционные проекты и задачи в регионе, Москва заинтересована в сотрудничестве с Баку даже в большей степени, чем с Арменией. Вызвано это новой геополитической ситуацией, сложившейся после присоединения Крыма и санкций, наложенных западными странами на Москву в связи с украинскими событиями.

Сегодня Запад пытается максимально изолировать Россию, и она в ответ должна продемонстрировать, что имеет теплые отношения с теми государствами постсоветского пространства, в сотрудничестве с которыми заинтересован Запад. И тут Азербайджан, конечно, становится ключевой страной. Однако решению вопроса включения Баку в интеграционные процессы на евразийском пространстве мешают обостренные из-за ситуации в Нагорном Карабахе отношения с Арменией.

В Баку внимательно отнеслись к озвученному в интервью «Вестнику Кавказа» советником президента РФ Сергеем Глазьевым высказыванию об осознании Россией важности окончательного урегулирования нагорно-карабахского конфликта для полноценного участия Азербайджана в ЕАЭС. Также показательным стали высказывания на проходящей в Баку сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ неофициального посла Евразийского союза в Армении Арташеса Гегамяна. Он не только назвал евразийский выбор Армении эпохальным, но и заявил, что Ереван хотел бы видеть в Евразийском союзе Азербайджан, что поможет странам преодолеть существующие проблемы для того, чтобы армяне чувствовали себя в Баку комфортно, а азербайджанцы в Ереване — как дома.

К большому сожалению, в Ереване эти заявления были восприняты как провокация против Армении. Что касается прозвучавшей в вашем вопросе мысли о привлечении Азербайджана в ЕАЭС за счет интересов Армении, то тут надо понять, в чем заключаются интересы Армении, оккупировавшей Нагорный Карабах и прилегающие районы.

Действительно была информация, что оккупированные Арменией Агдамский, Физулинский и Джебраильский районы будут возвращены, и в обмен на это Азербайджан якобы вступит в ЕАЭС. По неподтвержденным данным, Ереван согласился на этот шаг под давлением Москвы. Но будет ли Баку играть в эти игры, пока неясно. Были сообщения, что освобождение оккупированных районов может произойти после ввода российских миротворческих сил в зону конфликта, а необходимость этого шага в Баку ставят под большой вопрос.

— Президент Казахстана Назарбаев говорил, что Армении необходимо вступать в союз в рамках признанных ООН границ, как это в свое время было при вступлении в ВТО. Получается, что Армения может вступить в ЕАЭС только без Карабаха?

— Полноценное членство в Таможенном союзе или Евразийском союзе может иметь только Республика Армения, а не Нагорный Карабах. Весь мир признает территориальную целостность Азербайджана. Поэтому Карабах может вступить в ЕАЭС только вместе в Баку и уж никак не с Ереваном. Однако вступление Армении в Евразийский союз будет фактически (но не юридически) означать вступление в союз страны, войска которой держат под оккупацией Нагорный Карабах. Этого и опасается Назарбаев, не желающий портить отношения с Баку. Лидер Казахстана сказал буквально следующее — до 1 июля Армения вступит в ЕАЭС, только если будет решен вопрос о Нагорном Карабахе. Он не решен!

Что же касается Всемирной торговой организации, то аналогия звучала в таком контексте: в ВТО Армения вступила с тем условием, что положения договора будут действовать лишь в рамках ее границ, признанных ООН. А Карабах находится за границами Армении. То есть это прецедент. Поэтому Ереван сейчас в замешательстве. Там были уверены, что формально ему позволят вступить в ЕАЭС и закроют глаза на проблему Карабаха в этом контексте.

Армянские чиновники долго морочили голову народу, то говоря, что без Карабаха мы никуда, то уверяя, что к нему вообще не привязаны. Скорее всего, столь противоречивыми заявлениями высшие армянские чиновники решают проблему сохранения своей слабеющей власти за счет возможной поддержки одного из ведущих крупных игроков, в данном случае России, заинтересованной в присоединении Армении к ЕАЭС.

Саргсяна представляют его сторонники, среди которых есть участники карабахской войны. Но напомню еще раз, что формально эта территория не признана независимой ни одним государством, в том числе самой Арменией.

— Официальные лица говорят, что вопрос Нагорного Карабаха в обсуждении вступления Армении в Евразийский союз не поднимается, но эксперты полагают, что процесс подписания соглашения может затягиваться в том числе из-за него, учитывая, что за последний месяц армянские делегации зачастили с визитами в Нагорный Карабах. Как вы считаете, является ли регион камнем преткновения в вопросе членства в ЕАЭС?

— Безусловно. Однако ясно, что ни Таможенный союз, ни Евразийский союз не являются форматом, в рамках которого можно было бы урегулировать карабахский конфликт в пользу ли Армении, в пользу ли Азербайджана. Хотя недавние визиты в азербайджанскую столицу главы МИД Сергея Лаврова, вице-премьера Дмитрия Рогозина и спикера Госдумы Сергея Нарышкина, каждый из которых провел встречи с президентом Азербайджана Алиевым, говорят о невиданной интенсификации политических контактов между двумя странами на высшем уровне.

И совершенно ясно, что без учета мнения Азербайджана никаких подвижек не будет. Азербайджану нужны железные гарантии в решении карабахской проблемы, и только тогда эта страна готова будет вступать в крупные экономические союзы.