Предсказать землетрясение невозможно из-за отсутствия физико-математической модели сейсмического процесса и из-за сложности расчета ожидаемой магнитуды сейсмического события.
Как сообщает AZE.az, гендиректор Центра сейсмологической службы Академии наук Азербайджана, профессор Гурбан Етирмишли прокомментировал Вестнику Кавказа ситуацию с предсказанием землетрясений.
– В последнее время в мире возросло число разрушительных землетрясений – Гаити, Аргентина, Иран, Япония… Существует ли какая-то связь между активизацией этих природных катаклизмов?
– Действительно, ученые многих стран мира отмечают тревожные изменения в окружающей среде, в том числе и геологической. Если говорить об сейсмических процессах, то у них есть одно общее – все они вызваны активизацией геодинамических процессов. Природа этих землетрясений разная, но итог один – высокая сейсмичность. Мы вошли в цикл высокой геодинамической активности на Земле, затрагивающий как процессы в ядре Земли, так и в мантии и литосфере.
– В последние месяцы в и Азербайджане землетрясения стали частым явлением. С чем это связано?
– Азербайджан всегда считался сейсмически активным регионом. Здесь известны исторические разрушительные землетрясения, да и последнее сильное Каспийское землетрясение было недавно – в 2000 году. Наш Центр регистрирует до 4000 сейсмических толчков в год, но большинство из них слабые, не ощутимые, которые регистрируются только инструментально.
Землетрясений в Азербайджане не стало больше, просто развитие сети цифровых телеметрических станций Кinemetrics дало возможность регистрировать большее количество cейсмических событий низкого класса, что было невозможно при работе с аналоговыми сейсмостанциями старого поколения, то есть выросла разрешающая способность наблюдательной сейсмометрии.
– Говорят, с 2011 года на Кавказе начнется эпоха сейсмической активности, которая продлится до 2015 года и достигнет максимума в 2013 -2015 годах. Как вы относитесь к этим прогнозам?
– Тектоническая активность на Кавказе обусловлена рядом факторов как внутренних, так и внешних, связанных с глобальной тектоникой плит. В этом смысле активность может иметь свойство повышаться или снижаться, но предсказывать пик активности можно, только опираясь на достоверные факты. А этих фактов нет.
– Некоторые эксперты утверждают, что добыча газа и нефти может привести к появлению глубинных пустот, в результате чего происходят колебания почвы. Актуальна ли это проблема для Азербайджана?
– У нас нефтедобыча ведется на глубине 5-6 км, а очаги землетрясений находятся на глубине 30-50 км. Все колебания связаны с тектоническими процессами, они вызываются горизонтальными и вертикальными движениями блоков по тектоническим разломам. Именно это и вызывают землетрясения. Для Азербайджана сегодня актуальна проблема анализа влияния пассивной сейсмичности на нефтегазовую отдачу пластов.
Что касается “пустот”, то у нас их нет, поскольку при откачке углеводородов в пласт закачивается водяной раствор для поддержания пластового давления. Так что обвалов не происходит. Но, учитывая тот факт, что вода уменьшает предел прочности породы, возможно увеличение некоторой сейсмичности в районах нефтедобычи. Благодаря густой сети сейсмических станций можно детально изучить тектонические процессы и предсказывать даже слабые подземные толчки. Вместе с ГНКАР мы определяем места установки этих сейсмических станций в море.
Будет подготовлен специальный проект по их установке. Проект будет реализован в основном за счет инвестиционных вложений. Для лучшего охвата Каспийского бассейна уже в этом году планируется открытие трех донных телеметрических станций системы Кinemetrics, что позволит более детально оценивать сейсмическую активность в районах активной добычи нефти и газа. В дальнейшем количество этих станций, возможно, будет увеличено.
Каспийское море имеет большую стратегическую важность для Азербайджана. Так как для Апшеронского полуострова и Баку основная сейсмоугроза исходит из очагов землетрясения, находящихся под Каспием.
– Что делает ваш Центр для улучшения прогнозов подземных толчков?
– Мониторинг сейсмичности территории Азербайджана проводится на базе сети из 30 телеметрических станций системы Кinemetrics со спутниковой системой связи. Это самая известная в мире техника. Такие же станции закупает Япония. Все что происходит в недрах земли, все мелкие толчки, любая активность регистрируется системой мониторинга этих станций.
Проводится мониторинг напряженности геомагнитного, гравитационного полей и параметров геохимического поля.
В сентябре будут также установлены две новые сейсмические станции на территории Нахчыванской Автономной Республики – в Шахбузе и Ордубаде. Благодаря им можно будет более детально изучить структуру, тектонические движения земной коры и в результате более точно предсказывать землетрясения в этом регионе.
– За какое время можно предсказывать землетрясения? Какие параметры учитываются в прогнозах?
– Для прогноза землетрясения классически необходимо предсказать три параметра: время, место и магнитуду ожидаемого землетрясения. Над этой проблемой работают геофизики. Есть достижения в предсказании отдельных параметров, но комплексно задача еще не решена ни в одной из стран мира.
На сегодняшний день нет способа прогноза конкретного землетрясения. От угрозы подземных толчков не застрахован никто, поэтому недавно на учебной базе МЧС, расположенной на пляже Шихово, были проведены оперативно-спасательные учения. Эти учения имитировали спасательные работы на нефтеперерабатывающем заводе и на морской нефтяной платформе по ликвидации последствий предполагаемого землетрясения, оцениваемого в 6 баллов, эпицентр которого находится в Каспийском море в 50 км от Баку.
– Известно, что животные чувствуют приближение подземных толчков. Их используют для прогнозирования?
– Собаки, свиньи, куры, крысы, черепахи, змеи проявляют признаки беспокойства перед землетрясением. Даже геофизическую аппаратуру для записей слабых сейсмических сигналов назвали “Черепахой”.
Вспомним массовую гибель рыбы 8 марта в Калифорнийском заливе. По-моему, это произошло именно из-за надвигающегося землетрясения в Японии. Рыба, предчувствуя катастрофу, мигрировала в безопасное место, но по каким-то причинам набилась в маленькую бухту, где ей не хватило кислорода, что и вызвало массовую гибель. Некоторые диапазоны акустических волн в морской среде, вызываемые толчками перед большим землетрясением, губительны для морской фауны, в результате чего животные и рыба гибнут или выбрасываются на берег.
За несколько дней до разрушительных подземных толчков в Новой Зеландии на берег выбросилось больше сотни китов. Уже после катастрофы в Японии в прессе появились сообщения, что незадолго до самого сильного в истории страны землетрясения рыбаки в прибрежных водах неоднократно замечали редкую рыбу-ремень (сельдяного короля), которая обитает на глубине до 700 м и крайне редко поднимается к водной поверхности.
По японским легендам рыба-ремень всплывает для того, чтобы предупредить людей о надвигающемся землетрясении. По некоторым данным, рыба-ремень всплывала и перед прошлогодними тайваньским и чилийским землетрясениями.
Но сегодня реальных достижений в области биологического прогноза нет. Предсказать землетрясение невозможно из-за отсутствия физико-математической модели сейсмического процесса и из-за сложности расчета ожидаемой магнитуды сейсмического события.
– Сотрудничает ли ваш Центр с сейсмологическими службами других стран?
– Мы сотрудничаем с геофизическими институтами из 14 стран – это Россия, Турция, США, Грузия, Франция, Болгария, Греция, Иран, Япония, Италия, Испания, Беларусь, Узбекистан, Казахстан. Также участвуем в ряде научных проектов по линии НАТО. Наш Центр стал действительным членом таких международных сейсмологических организаций, как IRIS, Orfeus, CSEM.