Кандидат политических наук Асиф Усубалиев рассматривает вопрос, получит ли Армения политические дивиденды в ситуации со сбитым вертолетом.
Как сообщает AZE.az, по словам А.Усубалиева на echo.az, любое событие приобретает политический вес или политическую окраску только впоследствии информационных интерпретаций, которые следуют сразу после самого события. Конкретный факт дозируется политической начинкой, для правдоподобности добавляются ингредиенты и специи в виде различных мелочей, ставятся необходимые акценты, затем все это заливается привлекательной глазурью (в виде репортажа или аналитической статьи), и информационное блюдо под названием "политическая интерпретация" уже готово. Профессионализм аналитика и эффективность этого "блюда" зависят от оперативности, привлекательности, доступности и степени эмоционального заряда муссируемой политической информации. Порою событие придумывается преднамеренно, чтобы создать новый повод для этих самых политических интерпретаций, посредством которых и осуществляется информационная война.
Информационная война – это борьба аналитиков, которая ведется посредством прогнозов, анализов, моделирования и политической интерпретации фактов. Осмелюсь сказать, что в век информационных технологий без превосходства в информационной борьбе обеспечить абсолютную победу на войне практически невозможно. Даже физическая победа впоследствии должна быть подкреплена соответствующими политическими интерпретациями, что позволяет не только легализовать сам факт победы, но и легитимизировать (обеспечить признание) ее в сознании международного сообщества.
Именно в данном контексте необходимо рассматривать все то, что происходит вокруг события со сбитым 12 ноября вертолетом Вооруженных сил Армении. Следует признать, что официальный Ереван из данного события по максимуму выжимает свои политические дивиденды. Одним из основных секретов успеха их информационно-пропагандистской машины является то, что предоставляемые ими политические интерпретации (комментарии), в основном, внешне ориентированы, т.е. они нацелены на внешнюю международную публику. В то время как комментарии наших аналитиков и специализированных институтов ориентированы в своей основе только лишь на внутреннюю публику, что в контексте информационной войны является почти бесполезным занятием.
Необходимо учесть еще один немаловажный факт. А именно то, что, увы, но в информационной войне правду не ищут. Ищут способы отстаивания своих позиций и интересов. Кроме того, факт присутствия двойных стандартов в системе международных отношений уже должен научить нас тому, что в этих отношениях, в первую очередь, преследуются собственные интересы, а уже после – нормы международного права. Поэтому наивно ждать каких-либо объективных признаний. Современная политическая практика доказывает, что любое международное признание не дарится, а зарабатывается. Причем зарабатывается различными средствами.
Не уходя от данного контекста, ограничиваясь форматом колонки "Точка зрения", обозначим лишь несколько позиций применительно к факту со сбитым вертолетом. Сразу хочется опровергнуть основной тезис армянских аналитиков, а именно то, что Азербайджан якобы стремится к эскалации конфликта. Иными словами, по их мнению, для того, чтобы возобновить открытые военные действия, нашей стороной предпринимаются различные меры в виде конкретных провокаций. Абсолютный абсурд! Нам не нужно искать поводов для того, чтобы силовым методом разрешить проблему. Это не мы являемся оккупантами, как раз наоборот – это наши территории оккупированы, это у нас более миллиона беженцев, это мы являемся жертвой этнической чистки, и это мы долгие годы страдаем от политики двойных стандартов. Чтобы поставить точку в навязанной нам войне и добиться реализации официальным Ереваном их международных обязательств, Азербайджан, который обладает абсолютным преимуществом, имеет все необходимые силы и права восстановить историческую справедливость и вернуть свои территории.
Поставим конкретный вопрос: какие цели преследует данная провокация? Можно представить различные варианты ответов. Так, например, если учесть, что Армения существует, в прямом смысле этого слова, в основном за счет финансовых вливаний своей диаспоры и своих попечителей, то любая эскалация конфликта почти сразу становится причиной новых финансовых потоков. Обратите внимание на слова министра обороны Армении Сейрана Оганяна: "Это беспрецедентная эскалация, и последствия для азербайджанской стороны будут болезненными. На эти наглые действия противника последует ответ – и он будет несоразмерным" (РИА Новости).
Подобная агрессивная риторика позволяет нам говорить о вероятности усиления милитаризации Армении, что будет "оправдывать" необходимость новых финансовых вливаний для покупки, в том числе и новой военной техники. Не зря все информационные сайты этой страны практически заполнены точной информацией о стоимости сбитого вертолета.
Одним из основных политических дивидендов, которые выкачиваются Ереваном из данного инцидента, является позиционирование в международной прессе Нагорного Карабаха в качестве отдельной от Азербайджана страны. Например: "МИД Армении выступил с заявлением, в котором возложил ответственность за инцидент со сбитым в среду вертолетом ВВС Нагорного Карабаха на Азербайджан", "Строго осуждаем уничтожение азербайджанскими ВС вертолета армии обороны Нагорного Карабаха" и т.д. Такого рода заявлениями практически заполнено информационное пространство глобального Интернета. А ведь далеко не все пользователи Интернетом хорошо знают географию, а тем более историю нашего конфликта. Вот так постепенно и формируется международное мнение и новая политическая реальность.
Рискну предложить и иную версию, связанную с данной провокацией. То обстоятельство, что благодаря инициативам главы государства и активной политике внешней пропаганды страны, позиции Азербайджана в системе международных отношений с каждым годом становятся все сильнее, а количество поддерживающих нас сторон становится все больше, не может не беспокоить официальный Ереван.
Ведь логическим итогом такой международной поддержки может стать то, что Армению все же призовут к выполнению их международных обязательств, в том числе и к выводу войск из оккупированных ими земель. А в случае, если Баку все-таки вдруг решит силой ответить на провокацию, то международному сообществу будет очень сложно безоговорочно и открыто поддержать нашу сторону.
Так, например, в заявлениях многочисленных структур, среди которых есть ОБСЕ, НАТО, Евросоюз, ОДКБ, Госдеп и другие, говорится о том, что произошедший инцидент грозит новым витком напряженности в нагорно-карабахском конфликте.
Нельзя забывать также и о том, что любой конфликт для ведущих стран мира и влиятельных международных организаций – это, в первую очередь, идеальный инструмент политических спекуляций. В анализе конкретных ситуаций эту суровую действительность необходимо обязательно учитывать.