Эксперт: Народная дипломатия» в карабахском вопросе невозможна без участия народа

Народная дипломатия начинается тогда, когда в ней участвует народ, заявил президент центра исследований «Восток-Запад» Арастун Оруджлу.

Как передает AZE.az, президент центра исследований «Восток-Запад» Арастун Оруджлу в интервью «Новости-Азербайджан» заявил о том, что у Азербайджана есть неопровержимые доказательства армянской вины в Ходжалинской трагедии.

– В Баку в воскресенье была проведена мощная политическая демонстрация, шествие и митинг с требованием признания Ходжалинской трагедии геноцидом. Каковы политические цели этой акции?

– Воскресная демонстрация вызвана в первую очередь морально-этическими причинами. Ходжалинская трагедия с каждым годом все больше воспринимается в нашей стране как акт геноцида. Естественно, за этой акцией была и политическая подоплека. Впервые президент лично возглавлял траурную процессию вместе с членами его семьи, желая показать, что за ним идет его народ.

Насколько этот мессидж был в мире адекватно воспринят, рассуждать можно долго. Но Армении было показано, что Азербайджан будет настойчиво добиваться признания Ходжалинской трагедии актом геноцида.

Мы знаем, что в мире о геноциде больше других говорит армянская диаспора и армянское правительство.

Но Ходжалинский геноцид произошел не 100, а 20 лет назад, и у нас, в отличие от армян, имеются неопровержимые доказательства армянской вины. Как вы знаете, парламенты Мексики и Пакистана признали Ходжалинскую трагедию геноцидом, и эта политика будет с нашей стороны продолжаться.

– Недавно в Москве проходила встреча представителей интеллигенции Азербайджана и Армении. Была ли эта встреча формальной или она стала началом активизации народной дипломатии?

– Я считаю эту встречу формальной потому, что все участники этой встречи, во всяком случае, с нашей стороны, должностные лица. С азербайджанской стороны в московской встрече принимали участие депутат, посол, ректоры Музыкальной Академии и Университета.

Народная дипломатия начинается тогда, когда в ней участвует народ. Потому эта встреча воспринимается простыми азербайджанцами и армянами как демонстрация желания власти самой решить проблему и монополизировать переговорный процесс.

Власти обеих стран не стремятся подпустить к этому процессу независимые НПО. Мы не раз становились свидетелями, когда намерение проводить несанкционированные встречи с общественными организациями обеих стран принималось властью в штыки.

Встреча в Москве – это формальность, она не даст ожидаемых результатов. Должна быть настоящая народная дипломатия, исходящая из гражданского общества Армении и Азербайджана. Встречаться и обсуждать проблемы должны азербайджанские и армянские независимые неправительственные организации.

– Президент Ильхам Алиев приглашен на саммит НАТО в Чикаго, и при этом Баку намерен вести переговоры на строительство новой российской РЛС на нашей территории. С кем Азербайджан приоритетно выстраивает отношения – с Западом или с Россией?

– Азербайджанская внешняя политика построена на тактических маневрах, и так было всегда. До тех, пока мы не наблюдали конфликта супердержав в нашем регионе, и была так называемая тишина, такая политика могла называться успешной. Так было в период руководства Гейдара Алиева, и в первые годы президентства Ильхама Алиева.

Но геополитическая конфигурация мира стала меняться, начиная с 2008-09 годов. Азербайджан оказался в трудной ситуации. В этих условиях необходимо собраться и определить внешнеполитическую конфигурацию, концепцию наших внешнеполитических приоритетов в системе глобальной безопасности, определить приоритеты Азербайджана в сторону России или Запада.

Баку пытается все время маневрировать, но такой подход уже не имеет перспективы.

Азербайджан второй раз пригласили на саммит НАТО за короткое время. Перед этим был трудный разговор на Мюнхенской конференции по безопасности, на нашего президента оказывается сильное давление со стороны Запада. От него требуют положить на стол конкретный внешнеполитический выбор Азербайджана. Этого президент никогда не сделает.

Но сегодня перед Азербайджаном поставлены серьезные вопросы: как нам балансировать между Израилем и Ираном, если израильские официальные лица потребуют срочного удара по Ирану? И как в этой ситуации действовать Азербайджану?

Россия с одной стороны не заинтересована в нестабильности на южных рубежах, особенно в вопросе Ирана. С другой стороны, иранское атомное оружие является угрозой в первую очередь Ирану. Тегеран своими действиями всех завел в тупик, и в первую очередь Азербайджан, как соседнее и близкое с ним по религии и этническому принципу государство.