Эксперт: никто на свете не знает, что на самом деле на уме у иранского руководства

За последние месяцы Иран более чем в два раза увеличил количество центрифуг для обогащения урана.

Как сообщает AZE.az, нынешний доклад МАГАТЭ по иранской ядерной программе является сигналом всему мировому сообществу, однако нельзя утверждать, что за ним последуют какие-то конкретные шаги со стороны Тегерана или переговорщиков, заявил РИА Новости главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский.
Содержание ежеквартального доклада МАГАТЭ было обнародовало в четверг. Как сообщает агентство Рейтер, в распоряжении которого оказался текст документа, за последние месяцы Иран более чем в два раза увеличил количество центрифуг для обогащения урана на подземном комплексе “Форду”: с 1,06 тысячи центрифуг (696 из которых находились в рабочем состоянии) до 2,14 тысячи. Также в новом докладе говорится, что запасы обогащенного урана, накопленного Тегераном, теперь составляют 189 килограммов против 145 килограммов в мае.
“Это сигнал всему мировому сообществу. Это сигнал всем. Это сигнал Тегерану: “Мы все знаем, мы все видим, вам не удастся шило в мешке утаить”. Это сигнал Москве (которая поддерживает Тегеран на переговорах по иранскому атому)”, – заявил Мирский.
Эксперты МАГАТЭ отмечают, что для дальнейшей оценки иранской программы им требуется незамедлительный доступ на базу в Парчине, на котором наблюдается активная деятельность иранской стороны, включающая земляные работы. МАГАТЭ также заявило, что все переговоры с Ираном, которые проводились в этом году, не принесли “конкретных результатов”, оставив серьезные разногласия между договаривающимися сторонами.
“МАГАТЭ, может быть, немного сгущает краски, немного преувеличивает”, – не исключил Мирский.
При этом собеседник агентства подчеркнул, что сам по себе этот сигнал со стороны агентства по атомной энергии не означает, что на него будет четкая реакция, что последуют какие-то шаги со стороны основных участников переговорного процесса.
“Мяч находится на иранской стороне поля… Никто на свете не знает, что на самом деле на уме у иранского руководства. Этого не знают ни американцы, ни Россия, ни МАГАТЭ. Есть только одно абсолютно четкое обстоятельство, которое и подтвердило сегодня МАГАТЭ: Иран целенаправленно постепенно идет по пути создания условий – подчеркиваю, условий – для производства атомной бомбы”, – считает эксперт.
Однако, по его словам, нельзя со стопроцентной уверенностью говорить о том, что “Иран, во-первых, намерен произвести бомбу и, во-вторых, ее сбросить”.
“Они могут сказать: “Действительно у нас есть все условия для того, чтобы бомбу создать – но мы этого не хотим. Однако пусть все знают, что в случае угрозы нашей безопасности нам (для создания атомной бомбы) останется сделать один шаг”. Может быть, именно в этом заключается цель Тегерана”, – предположил Мирский, отметив, что это лишь один из возможных вариантов.

США, ряд других стран Запада и Израиль обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.