Улучшения состояния потребительского рынка Азербайджана на сегодняшний день не происходит, поскольку в этом масштабном сегменте экономики имеются серьезные проблемы, вызванные, прежде всего, инфляционными процессами, которые меняются в направлении заметного роста, – отмечает глава Союза Свободных потребителей Азербайджана (ССПА) Эюб Гусейнов.
Как сообщает AZE.az, глава ССПА Эюб Гусейнов прокомментировал ситуацию на рынке. По его мнению, высказанному в интервью Новости-Азербайджан, причина проблем на местном рынке кроется в монополизации рынка крупными субъектами.
– По каким принципам регулируются цены на потребительском рынке страны? И насколько конструктивными являются меры по борьбе с монополиями на рынке?
– К сожалению, рост цен на потребительском рынке страны из года в год принимает традиционный характер, причем не важно, вследствие каких причин это происходит. То есть, есть кризис, или нет кризиса, в любом случае цены на азербайджанском рынке растут и уже не снижаются до приемлемой отметки для потребительской корзины горожан среднего достатка. И это главная проблема рынка, которая должна решаться на уровне государства. Что касается конструктивности мер, нацеленных на снижение воздействия монополистов на данный сегмент экономики, то, на мой взгляд, они не достаточно эффективны и должны быть продуманы со стороны государства и внедрены в обязательном порядке в комплексном объеме, вплоть до внесения дополнительных новшеств на законодательной основе. Практически все сегменты рынка монополизированы со стороны основных игроков рынка, которые создают искусственный дефицит товаров на те или иные продукты или товары, для того, чтобы через определенное время сбыть небольшое количество поступивших для реализации к тому времени уже «дефицитных товаров», но по завышенным ценам.
– За последний месяц в число «дефицитных» товаров рынка плавно вписались спички. Насколько может вырасти стоимость 20-копеечной коробки спичек, после того, как они вновь появятся на прилавках?
– Я думаю, что в течение ближайших 15-20 дней торговые точки сбыта будут завалены спичками, но уже по взросшей на них, как минимум до 30%, цене. И это только один из примеров искусственного завышения цен, который доставил временные неудобства потребителям. Из–за безысходности горожане начали покупать различные газовые приспособления, которые ранее плохо реализовывались. Таким образом, на реализацию были запущены залежавшиеся товары, после сбыта которых начнется распродажа «долгожданных» спичек, и, вне всякого сомнения, они будут закупаться гораздо активнее перепуганными горожанами, несмотря на возросшие цены.
– По прогнозам некоторых экспертов, цены на хлеб и хлебную продукцию должны были снизиться уже со второй половины текущего года, чего так и не произошло. А насколько улучшилось качество продукции на сегодняшний день? Какие отзывы среди потребителей?
– Я соглашусь с подавляющим большинством наших горожан, которые не довольны качеством этого стратегически важного продукта. Все та же проблема, о которой я неоднократно говорил, очевидна. Слава Богу, в стране дефицита хлеба нет, поскольку разновидностей хлеба достаточно много, выбор вроде как есть, но в то же время выбирать не из чего, потому что не всякий сорт хлеба может не испортиться раньше предполагаемого срока. А все потому, что большинство недобросовестных производителей используют во время выпечки не пригодную уже к употреблению просроченную муку. Результат не заставляет себя долго ждать, и хлеб уже на второй день становится не желательным к употреблению, потеряв все вкусовые качества. Поэтому на этом сегмента рынка есть проблемы, и их надо решать, прибегнув к законодательным действиям в том числе. Вот уже пятый год, как обсуждается закон «Об антимонопольном кодексе», который по сей день не принят, так как есть заинтересованные лица, которым не выгодно принятие этого закона.
– Насколько изменится внутренняя политика рынка и что произойдет существенно нового, важного после того, как Азербайджан вступит в ВТО?
– Азербайджанский рынок после вступления в ВТО будет завален зарубежными товарами, цены будут сравнительно низкими, но их качество будет гораздо хуже прежнего. Ситуация усугубится еще и тем, что азербайджанское фермерское хозяйство практически исчезнет с поля действия.
– После внедрения интеллектуальной системы управления транспортом в стране ожидается очередное повышение тарифов на транспорт. Нужна ли горожанам новая система при столь не выгодных условиях?
– Вообще я являюсь сторонником внедрения новых масштабных проектов, реализация которых может внести позитивные изменения в быту, в работе, или в отдыхе горожан. Это нормально для большого города. А что касается данной системы, то я понимаю недовольство граждан, которые пользуются исключительно общественным транспортом, поскольку это непременно ударит по их же потребительскому кошельку. Поэтому я считаю, что гораздо проще и правильнее было бы ввести прежнюю систему проездных билетов, с установленной соответствующей ценой на них на недельный или месячный сроки пользования. В цивилизованных странах, к примеру, в Канаде, подавляющая часть населения из–за удобства транспортных услуг не обзаводится собственными автомобилями. Система транспорта продумана таким образом, что от нее имеет пользу как государство, так и население. Кстати, в нашу организацию уже поступили жалобы от граждан по поводу того, что водители новых такси, которые сравнительно недавно завезены в Баку, плохо ориентируются в городе, практически не знают его. Мы попытались разобраться в этих отзывах, и оказалось, что многие из них не являются профессиональными водителями, а некоторые даже сели за руль, предварительно заплатив по 500 манатов. Я полагаю, что для министерства транспорта эта информация должна быть серьезным сигналом для того, чтобы устранить подобные факты и заняться подбором соответствующих кадров.
– Будут ли в ближайшее время повышаться тарифы на коммунальные услуги?
– По имеющейся у меня информации, до конца текущего года никаких изменений в тарифах на коммунальные услуги не произойдет, хотя не исключено, что в будущем году объемы затрат потребительского кошелька граждан заметно вырастут.