Эксперт: Одновременно оба газопровода – и «Южный поток» и Nabucco – Европе не нужны

«Турция хочет стать главным поставщиком российского и cреднеазиатского газа в Европу», – считает Александр Рар, директор программ России и стран СНГ Германского Совета по внешней политике.

Эксперт Александр Рар принял участие в проведенном журналом «Нефть России» заочном экспертном «круглом столе», посвященном роли Турции в мировом ТЭК.

По словам эксперта, именно поэтому Турция – главная противоборствующая сторона и потенциальный победитель в борьбе за Nabucco и «Южный поток», передает AZE.az. Как считает А.Рар, газ в Европу в любом случае будет идти через Турцию, что делает её положение исключительно выгодным. Но Анкара не хочет оставаться простым транзитером сырья, у нее, учитывая её геополитическое положение, есть шанс из транзитного государства превратиться в собственно продавца «голубого топлива».

В этом случае страна станет мостом между Азией и Европой. Однако время покажет, позволит ли Запад Турции это сделать, отметил эксперт.

По-прежнему будет оставаться одним из партнеров Турции в газовой сфере и Иран. Ведь Запад отказывается иметь с ним дело практически во всех областях, и это будет продолжаться до тех пор, пока президент Ахмадинежад будет делать свои шокирующие Старый Свет заявления, заявил Рар. Но Тегерану нужно продавать свой газ, ведь его экономика, как и российская, ориентирована в основном на экспорт энергоносителей. Однако Ирану необходимо понять, что волна революций в странах Магриба не поставит энергетику Европы в критическое положение. Поэтому ни Иран, ни Россия, ни Ливия (с полковником Каддафи или без него) не смогут диктовать свои условия Евросоюзу, размахивая «газовой дубинкой».

«Нужно наконец-то осознать, что одновременно оба газопровода – и «Южный поток» и Nabucco – Европе не нужны. Компании, согласившиеся участвовать в проекте Nabucco, не торопятся его реализовывать, но европейские политики им просто-таки одержимы и даже не допускают мысли об отказе от него. Таким образом, данная магистраль, скорее всего, будет-таки проложена – в большей степени на основе политической воли, а не объективной необходимости», – заявил Александр Рар.