В нынешней ситуации отказаться от доллара и продавать нефть за евро – значит еще больше усугубить кризис.
Как передает AZE.az, правда, можно продавать нефть за евро, а потом переводить их в доллары, но в любом случае это не желательно, считает эксперт Самир Алиев. Отныне Иран будет продавать свою нефть не за доллары, а только за евро, и зарубежные компании уже согласились с этим решением, заявил министр нефти Ирана Бижан Зангенех, сообщает Sputnik со ссылкой на турецкие СМИ.
То обстоятельство, что иностранные нефтяные компании, имеющие миллиарды долларовых задолженностей, будут расплачиваться за иранскую нефть европейской валютой, толкает на мысль о целесообразности введения аналогичной практики и в нашей стране. Сможет ли Азербайджан, переживающий последствия девальвации, так же отказаться доллара во внешней торговле и перейти на евро? И нужно ли это нам?
Эксперт-экономист Самир Алиев в беседе с корреспондентом издания отметил, что для Азербайджана подобный шаг стал бы крайне опасным, потому как в настоящее время главная причина нестабильности на финансовым рынке — это ограниченный приток долларов.
"Дело в том, что 90% нашего экспорта составляет нефть и нефтепродукты. Других долларовых поступлений у страны очень мало. Падает цена нефти — падает объем поступающего в республику доллара, и Центробанк начинает тратить свои валютные запасы", — отмечает эксперт, добавив, что в январе валютные запасы ЦБА сократились на 618,2 миллиона доллара и составили 4,4 миллиарда, хотя годом ранее эта цифра равнялась 12 миллиардам.
В настоящее время искусственно сдерживается процесс подорожания доллара, отмечает Алиев. И поэтому сегодня важно сохранить приток американской валюты в Азербайджан: "В такой ситуации отказаться от доллара и продавать нефть за евро – значит еще больше усугубить кризис. Правда, можно продавать нефть за евро, а потом переводить их в доллары, но в любом случае, это не желательно".
По его словам, время от времени в мире предпринимаются попытки притеснить доллар. Так, в свое время страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) проводили политику отказа от торговли в долларах, однако безрезультатно. В настоящее время подорожание доллара также ведет к увеличению спроса на него, инвесторы все больше обращаются к доллару, поэтому я не думаю, что этот шаг иранцев приведет к положительным результатам", — считает эксперт.
Кроме того, он отметил, что наблюдаемая в последнее время тенденция некоторого укрепления маната носит временный характер и ведется административными методами. "Центробанк сократил манатную массу, маната в стране просто нет. ЦБА проводит аукцион, а число банков, участвующих в аукционе, постепенно сокращается, так как у банков нет манатов, чтобы покупать доллары. Помимо этого, сократился импорт, так как компаниям сложно продавать товар, либо даже привозить его из-за границы", отметил Алиев. По его словам, до тех пор, пока цена на нефть не поднялась, укрепление маната маловероятно, так как это экономически не обосновано.
Директор Международной экономической школы Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC), доктор философии по экономике Анар Рзаев, со своей стороны, считает отказ от доллара весьма сложным процессом. "Вот всем мире нефть торгуется в долларах. Ранее Россия и Иран также хотели перейти на евро, но не получилось", — указал эксперт, отказавшись при этом прогнозировать дальнейшую судьбу маната.
По его словам, действия ЦБА предугадать сложно, так как они, как правило, не соответствуют рыночной конъюнктуре. Сегодня ЦБА сокращает денежную массу, поэтому курс маната немного растет, но когда-нибудь ему придется увеличивать денежную массу, что приведет к обратному процессу. В любом случае, курс маната у нас определяется ЦБА, отмечает Рзаев.
В свою очередь, эксперт-экономист Галиб Тогрул на своей странице в Facebook написал, что в свое время руководители таких стран, как Ливия, Ирак, Венесуэла, Никарагуа, Куба и Эквадор также выступали с аналогичными заявлениями, протестуя таким образом против "долларового рабства", но их заявления так и остались всего лишь заявлениями, так как они экономически не обоснованы. По его словам, в настоящее время 80% мировой торговли осуществляется в долларах, 18% — в евро, а 2% — в китайских юанях. Поэтому даже в случае отказа от торговли в долларах крупными государствами ощутимого урона это валюта не понесет.