Формат Алиев-Керри на Саммите по ядерной безопасности: сверка часов Баку и Вашингтона перед президентскими выборами в США.
Как передает AZE.az, Президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил Саммит по ядерной безопасности в Вашингтон. В последний раз азербайджанский лидер посещал Соединенные Штаты в мае 2012 года. Тогда целью визита главы Азербайджана в США было заседание на высшем уровне Совбеза ООН в Нью-Йорке, а также участие в мероприятии, посвященном 20-летию вступления Азербайджана в Организацию Объединенных Наций. Об этом пишет «Москва-Баку».
Основной темой двухдневного Саммита по ядерной безопасности в этом году стала борьба с глобальной угрозой терроризма.
Приглашение Ильхаму Алиеву Барак Обама направил еще в декабре прошлого года. В письме Обамы отмечалось, что «Азербайджан демонстрирует решительную поддержку архитектуре глобальной ядерной безопасности». Также президент США выражал надежду на то, что Азербайджан продолжит прикладывать усилия для запрета ядерных и радиологических отходов.
С одной стороны, Саммит по ядерной безопасности – это площадка, на которой по факту обсуждается заявленная тема, в частности – борьба с международным терроризмом и усилия для поддержания ядерной безопасности в условиях мировых рисков. С другой стороны – возможность сверить политические часы лидерам разных стран. Для Азербайджана данная поездка имеет особое значение – возможность лицом к лицу прояснить отношения с Вашингтоном.
Кстати, незадолго до поездки в США, накануне Новруза, распоряжением главы Азербайджана были амнистированы лица, считавшиеся в США политзаключенными. Сразу же после помилования данных лиц Госдеп поспешил выступить с заявлением, в котором приветствовал инициативу главы Азербайджана.
«Мы рассчитываем на сотрудничество с Азербайджаном по дополнительным позитивным шагам», подчеркивалось в заявлении.
Азербайджанские политологи, в свою очередь, накануне визита Ильхама Алиева в американскую столицу обозначили интересы Баку на саммите. Началось, конечно, с «обложки» – с тематики ядерной безопасности.
К примеру, политолог Расим Мусабеков указал на то, что вопрос ядерной безопасности после выхода Ирана из-под санкций стал крайне актуальным, особенно для Азербайджана, граничащего с Исламской Республикой. Мусабеков обратил внимание и на присутствие в регионе Армянской атомной электростанции, что, по его мнению, также создает особые риски.
Официальные темы темами, но на подобных саммитах двусторонние переговоры вызывают куда больший интерес стран-участниц.
Нынешние переговоры между Ильхамом Алиевым и представителями американской администрации имели особое значение для Азербайджана. Саммит стал возможностью для официального Баку показать достижения политики Азербайджана по целому спектру направлений. И с этой точки зрения саммит для официального Баку прошел очень конструктивно и позитивно.
В рамках переговоров президента Ильхама Алиева с официальными лицами США были затронуты наиболее важные для Азербайджана вопросы – от нагорно-карабахского конфликта и экономических достижений Республики до достижений Азербайджана в вопросе толерантности и построения мультикультурного общества. Переговоры представили Азербайджан как активного и успешного участника мировых процессов.
На встрече Алиев-Керри обе стороны дали оценку азербайджано-американским отношениям за последний период.
Ильхам Алиев отметил, что отношения между США и Азербайджаном имеют уже 25-летнюю историю. «Эти отношения всегда были тесными, искренними, а сейчас достигли уровня отношений стратегического значения. Между нами существует активный политический диалог», констатировал президент Азербайджана.
Джон Керри также подвердил. «У нас много взаимных интересов, над которыми мы в настоящее время работаем», заявил госсекретарь относительно азербайджано-американских отношений.
Научный сотрудник Института экономики РАН, политолог Александр Караваев в беседе с корреспондентом «Москва-Баку» отмечает, что Вашингтон никогда не преуменьшал значимость для себя Азербайджана. «Другое дело, что Азербайджан периодически уходил в тень от фокуса интересов США, впрочем, как и Центральноазиатский и Прикаспийский регионы в целом.
Приглашение Вашингтоном Президента Азербайджана Ильхама Алиева на Саммит по ядерной безопасности важен тем, что США хотят показать Алиеву, что он уже на протяжении 25 лет является не просто значимым партнером (с тех самых пор, как азербайджанские углеводороды стали интересовать британские и американские нефтяные компании) Вашингтона, а то, что Алиев может влиять на региональную политику и на Южном Кавказе, и на Каспии».
По мнению Караваева, Азербайджан и лично Ильхам Алиев для Вашингтона является медиатором процессов, которые происходят на стыке интересов разных стран в зоне постсоветского пространства. Именно поэтому отношения с политической элитой Азербайджана крайне важны для США в долгосрочной перспективе.
«По факту важен не сам Саммит по ядерной безопасности, (понятно, что поездка Ильхама Алиева в Вашингтон подчинена текущим острым проблемам международной жизни), а важно то, что США показывают, что Азербайджан им нужен, – отмечает Караваев. – И нужен не в данный краткосрочный период времени, а нужен на перспективу последующего сотрудничества и взаимодействия между Соединенными Штатами и регионом в целом».
«Этот визит надо рассматривать как пролог к отношениям, которые будет выстраивать Баку с будущей администрацией США. Здесь читается и определенное подведение итогов азербайджано-американских отношений за последний период времени. И от Джона Керри определенно прозвучали посылы, говорящие о том, что независимо от того, кто займет кресло президента США, Азербайджан все равно останется очень важным элементом в евразийской политике Соединенных Штатов», заключил эксперт.
По мнению директора Фонда конструктивной политики Абдула Нагиева, визит президента Азербайджана в США на Саммит по ядерной безопасности можно назвать прорывным.
«Азербайджан в последнее время испытывал политическое давление со стороны ряда европейских и американских политических кругов. Критика со стороны ангажированных политиков и политических институтов, которые тесно связаны с армянской диаспорой была нацелена на дискредитацию азербайджанского государства в глазах международной общественности и на сдерживание растущей роли Азербайджана на мировой арене. Оценка двухсторонних отношений руководителем Госдепа США Джоном Керри после переговоров с азербайджанским президентом свидетельствует о том, что инициативы недружественного характера ряда американских и европейских политиков мало влияют на генеральную линию Белого дома. Стратегическое сотрудничество штатов остается основным вектором в двухсторонних отношениях. Как ключевой игрок в регионе, Азербайджан занимает особое место в американской политике на Южном Кавказе», отмечает политолог.
Политолог, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий Арьков в беседе с корреспондентом «Москва-Баку» отмечает, что Азербайджан представляет для ведущих мировых держав особый интерес – это и наиболее экономически мощное государство Южного Кавказа, в Азербайджане сосредоточены значительные запасы углеводородов, также это уникальное географическое расположение страны и такие факторы как мультиэтнический состав населения и его религиозный вектор. По мнению эксперта, Азербайджан находится в центре противостояния Москвы и Вашингтона, и задача США – перетягивать Азербайджан на свою сторону.
«Мы являемся свидетелями активного восстановления Москвой своего прежнего (периода Российской Империи и СССР) влияния на территории в зоне своих интересов, в том числе через «собирательство земель» в Евразийский экономический союз, что однозначно расходится с планами Вашингтона по новой перекройке карты как Большого Ближнего Востока, так и Евразии в целом», утверждает Арьков.
«Выведение с орбиты Москвы бывших советских республик, а ныне суверенных государств – одна из важных составляющих. Это происходит как через интеграционные проекты Евросоюза, так и через заключение различных соглашений непосредственно с США.
В Белом доме также не особо рады сближению Баку с Анкарой и Тегераном, что объективно усиливает каждого из игроков региона. В идеале Азербайджан должен поддерживать отношения с влиятельными соседями исключительно только в целях дружбы против каждого из них: с Турцией против России и Ирана, с Россией против Турции и Саудовской Аравии и т.д.
При этом вести свою внешнюю политику, сверяясь с Вашингтоном. В противном случае Азербайджан будет объявлен тоталитарным государством, где нет демократических свобод, зато есть политические репрессии. Примеров на том же Большом Ближнем Востоке предостаточно: Ирак, Иран, Ливия, Сирия…»
Упор на международные проекты… «Южный газовый коридор»
Особое внимание во время визита Ильхама Алиева в Вашингтон американская сторона уделила международным проектам Азербайджана.
Больше всего говорилось о «Южном газовом коридоре». На его стратегическую важность как для региона, так и для Европы обратили внимание и госсекретарь США Джон Керри, и министр торговли США Пенни Прицкер.
Джон Керри отметил особую роль Азербайджана в проекте «Южный газовый коридор». «Реализация проекта Южного газового коридора отвечает стратегическим интересам Европы и поможет диверсифицировать маршруты поставок энергоресурсов», заявил Керри на встрече с Алиевым.
Не забыл Керри упомянуть и об активном участии Азербайджана в миротворческих операциях в Афганистане.
«Азербайджанская внешняя политика, говорит Абдул Нагиев, – строится на национальных интересах азербайджанского народа, где основным элементом является ее многовекторность. Участие Азербайджана в международном проекте «Южный газовый коридор», а также участие азербайджанских военных в миротворческой операции в Афганистане являются ключевыми элементами сотрудничества США и Азербайджана на международной арене», отмечает Нагиев.
«Важно и то, что в ходе переговоров с министром торговли США Ильхам Алиев отметил, что Азербайджан настроен на углубление двухсторонних и взаимовыгодных отношений и в других сферах, где расширение торговых связей может сыграть важную роль».
Александр Караваев считает вполне естественным то, что США уделили особое внимание проекту «Южного газового коридора», если учитывать, что вся система магистральных экспортных трубопроводов планировалась и закладывалась еще десятилетие назад из Каспийского региона в обход России.
«Сегодня от Азербайджана зависит привлечение инвестиций на реализацию проекта, тем более учитывая тот факт, что свободных средств в общем-то не так много, как это было 10-15 лет назад. Азербайджан становится по сути формальным оператором «Южного газового коридора», и от активности республики будет зависеть результат.
Именно поэтому Вашингтон стремится стимулировать Ильхама Алиева развивать проект. При этом Алиев, а также политические круги Азербайджана прекрасно осознают, что геополитической слабостью «Южного газового коридора» является то, что Москвой он рассматривается как проект, представляющий определенную опасность для стратегических интересов российских монополий. И Алиев понимает это на все 100 процентов, он прекрасно осведомлен обо всех этих нюансах. И поэтому развитие «Южного газового коридора» идет с учетом, в том числе, возможных точек взаимодействия с российскими компаниями. И здесь проявляется политическая мудрость Ильхама Алиева. Он прекрасно понимает, что проект должен быть осуществлен таким образом, чтобы его реализация не шла в разрез с интересами России. Поэтому Баку старается всячески декларировать параметры газовых коммуникаций, объясняя, что проект не вступает в противоречие с интересами России, а лишь дополняет европейский и мировой энергетический рынок», отметил Караваев.
Нагорно-карабахский конфликт
Джон Керри во время встречи с Ильхамом Алиевым озвучил то, что было наиболее важно услышать азербайджанской стороне. И не из уст сопредседателя МГ ОБСЕ от США Джеймса Уорлика, который давно потерял доверие Азербайджана, а от Керри.
По словам Керри, США хотят увидеть, что нагорно-карабахская проблема, которая является замороженным конфликтом, наконец, нашла свое решение. «Для решения этого конфликта должны вестись переговоры. Этот вопрос должен найти свое решение», заявил Керри.
Кстати, накануне саммита в СМИ муссировался вопрос, проведут ли лидеры Азербайджана и Армении встречу в США, но Джеймс Уорлик оборвал интригу, заявив, что в планах сопредседателей нет организации встречи в Вашингтоне президентов двух стран.
«Главный тезис речи Джона Керри заключается в том, что решение нагорно-карабахского конфликта возможно только путем мирных переговоров и за счет обеспечения работы механизмов по мерам доверия между Азербайджаном и Арменией», объясняет главный посыл заявлений госсекретаря Александр Караваев.
«В заявлении Керри читается подтверждение того, что интересы США и России по нагорно-карабахскому конфликту по сути совпадают. Вспомним недавнее высказывание пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова – оно идентично реплике Керри.
Дело в том, что на данный момент ни Вашингтон, ни Москва не настроены менять сложившуюся архитектуру безопасности на Южном Кавказе и нарушать тот баланс сил, который был выстроен. Естественно, такая позиция совсем не удовлетворяет Баку и не вполне удовлетворяет Ереван. Но тем не менее, пытаться поменять положение дел ни Вашингтон, ни Москва сейчас не хотят.
Возможно здесь еще кроется то, что ни один из блоков, которые представляют страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ (блоки ЕС, США, Россия), не могут обеспечить полноценную реализацию плана миротворческого урегулирования нагорно-карабахского конфликта до конца, а именно, – до создания двухобщинного проживания на территории Нагорного Карабаха азербайджанцев и армян с включением его под формальную юрисдикцию Азербайджана. Это слишком сложный проект даже для таких крупных держав как США и Россия. А отделываться какими-то полумерами (как, например, введением миротворцев или сконцентрированным давлением на одну из сторон конфликта), не зная, какими окажутся последствия этих полумер, они не хотят. Ко всему прочему, результат не компенсирует те затраченные ресурсы, которые могли бы быть использованы для давления на Ереван.
Абдул Нагиев отмечает, что армяно-азербайджанский конфликт является одной из основных проблем Азербайджана, а вдобавок к этому несет угрозу замедленного действия для всего региона. «США – это сегодня главный мировой центр политики, и отношения с этой страной имеют важное значение для Азербайджана в вопросе решения нагорно-карабахского вопроса. Хотя госсекретарь Джон Керри заявил, что США хотят видеть решение замороженного нагорно-карабахского конфликта, но, к большому сожалению, это заявление пока можно отнести лишь к части протокольных формулировок», констатирует Нагиев.
У Виталия Арькова несколько иная точка зрения на сложившуюся ситуацию вокруг Нагорного Карабаха. «На фоне того, что Москва пытается убедить Ереван вернуть Баку лишь оккупированные районы вокруг Нагорного Карабаха и процесс движется очень медленно, Вашингтон обещает вернуть все до последнего акра, говорит Арьков. – И неважно, что проект Москвы более реалистичен, зато обещание Вашингтона более заманчиво и нравится абсолютно всем в Азербайджане – карабахская тема объединяет даже ярых оппонентов по другим вопросам.
К счастью для народов Азербайджана и Армении, равно как и для их соседей, во главе государства стоит мудрый Ильхам Алиев, который ясно осознает все ужасные последствия военного решения этого вопроса и продолжает прорабатывать все возможные и даже невозможные варианты решения карабахской проблемы исключительно мирным путем», считает эксперт.
Успехи мультикультурализма в Азербайджане
Руководители еврейских организаций в США на встрече с Ильхамом Алиевым отметили рост успехов Азербайджана. Они обратили внимание на то, что подобные встречи вносят вклад в развитие сотрудничества между Азербайджаном и США, Азербайджаном и Израилем.
Интересно отметить, что на этом фоне в азербайджанских СМИ появилась информация о том, что раввин колледжа Университета Южной Калифорнии Йонах Бокштейн и его коллеги обратились с письмом к спикеру Палаты представителей Конгресса США Полу Райану с просьбой относиться к Баку дружески.
В письме говорится о том, что Азербайджан, являющийся страной с мусульманским большинством, стал домом для тысяч евреев, говорится в письме. Раввин выразил надежду на то, что Азербайджан будет продолжать процветать и развиваться, и обретет тот же уровень демократии, что и в Америке. «Было бы лицемерно и вредно для Америки, Израиля и еврейской общины, если бы мы и наши союзники осуществляли санкции против Азербайджана», пишет Бокштейн.
По мнению Абдула Нагиева встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева с еврейской диаспорой США имеет особое значение, поскольку последняя занимает серьезные позиции в американском политическом истеблишменте, является реальной силой, которая может блокировать враждебные инициативы армянского лобби и влиять на процесс сотрудничества между США и Азербайджаном.
«На встрече президент Азербайджана акцентировал свое внимание на уровне толерантности в стране, – отмечает Нагиев. – Основным подтекстом выступления было донести до еврейской общественности США, что уважение к другим народам является частью национальной культуры азербайджанцев. И все разговоры армян об «угрозе» со стороны азербайджанцев и поисках «гарантий безопасности» беспочвенны и являются инструментом в политической борьбе, где основной целью является оправдать оккупацию азербайджанских земель и проведенную на этих территория этническую чистку».
Абдул Нагиев обращает внимание на то, что визит Ильхама Алиева в США проходит в достаточно сложный период. «Борьба за геополитическое влияние в регионе Южного Кавказа находится в острой форме, и позиция Азербайджана в этой ситуации имеет основную роль. Но то, что визит состоялся и риторика переговорного процесса была на положительной ноте, говорит о том, что стратегия азербайджанского лидера, направленная на сохранения баланса отношений между основными геополитическими конкурентами себя оправдывает. США выстраивают отношения с Азербайджаном под влиянием армянской диаспоры США и через призму геополитических интересов в конкурентной борьбе за регион. В Белом доме прекрасно понимают, что за инициативами армянского лобби усилить давление на Азербайджан может стоять Кремль, который является основным геополитическим противником США в регионе. Давление на Азербайджан со стороны США может привести к потере доверия к Вашингтону со стороны Баку и снизить уровень его влияния на Южном Кавказе, что непременно приведет к сближению России и Азербайджана и укрепит позиции Москвы в регионе. По уровню приема И.Алиева на полях Саммита по ядерной безопасности можно сказать, что в Госдепе США принято решение сбалансировать отношения с Азербайджаном», резюмирует политолог.