Поставки в Армению российского кредитного оружия, по существу, ничего не меняют в расстановке сил на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск – военное преимущество по-прежнему за Азербайджаном.
Как передает AZE.az, об этом заявил «Вестнику Кавказа» политический аналитик, кандидат исторических наук Олег Кузнецов. "Не думаю, что данные системы вооружений по оружейному кредиту каким-то образом существенно изменят расстановку сил на линии фронта, потому они в большей степени имеют оборонительный характер и предназначены, скорее всего, для восполнения потерь в технике, которые армянские военные понесли в начале апреля", – сказал он.
Эксперт отметил, что кроме того, серьезного влияния на усиление военно-технического потенциала ВС РА не будет еще и потому, что все эти вооружения, особенно тяжелые, попросту заменят изношенное и исчерпавшее свой ресурс армянское оружие. "Ни для кого не секрет, что военная техника Армении на 40-45% представляет собой обветшавший металлолом», – напомнил он.
Кузнецов указал, что Россия не допустит перемещения этого оружия на оккупированные Арменией азербайджанские территории. «Надо понимать, что многие из видов вооружений, которые будут поставляться из России, просто не могут быть переданы так называемой «армии обороны Карабаха»: хотя эта структура и интегрирована в состав ВС Армении, контроль за эксплуатацией нового оружия будет осуществлять Россия, так что купленные в кредит единицы вооружения останутся на территории Армении.
В лучшем случае они будут прикрывать дальние тылы, образовывать третий эшелон обороны, но никак не на линии фронта. Говорить о том, что поставки данного оружия в рамках кредита на $200 млн как-то повлияют на военно-техническую ситуацию в театре военных действий, на мой взгляд, не приходится», – подчеркнул он.
Единственная польза, добавил эксперт, которую сможет извлечь Ереван из этих поставок, влияние на внутриполитическую ситуацию в Армении.
«Получение новых видов оружия может каким-то образом повлиять на моральный дух армянских войск на оккупированных азербайджанских территориях. В этом случае Ереван способен попытаться затеять какую-либо широкомасштабную провокацию, создать еще на несколько дней ситуацию войны для того, чтобы на практике посмотреть еще раз, что будет, когда в ответ на масштабную провокацию армянских военных подразделения азербайджанской армии перейдут в контрнаступление. Но о том, чтобы это оружие было сразу же поставлено на передовую, речи быть не может – помимо контроля со стороны России, нужно же время на подготовку личного состава и обучение использованию этих вооружений. В ближайший год в провокациях кредитное российское оружие участвовать не будет», – уверен Кузнецов.
В целом, преимущество Азербайджана на передовой сохранится, тем более что оно складывается не из одних лишь закупок оружия, считает эксперт.
«Во-первых, численность азербайджанской армии выше, во-вторых, в основном азербайджанские войска вооружены оружием 4-го поколения, тогда как на вооружении армянских войск есть еще техника 2-го и 3-го поколений. По уровню технической оснащенности и новизны систем вооружения азербайджанская армия опережает армянскую, наверное, лет на 15. К тому же, азербайджанские военные помимо российского вооружения покупают другие виды иностранного оружия, интегрированно их используя в структуре своих ВС, что создает дополнительные проблемы в оценке военно-технического потенциала Азербайджана для генералитета и лично главы генерального штаба Армении», – указал Кузнецов.
"Проблема армянской армии, например, в том, что ракетные системы залпового огня китайского производства, которые у нее есть, – это лишь копия российских систем залпового огня: китайцы копируют военную технику точно так же, как гражданскую. Мы прекрасно понимаем, что германский автопром все равно на порядок лучше, чем китайский, это же относится и к российским вооружениям, которые копируют в Китае," говорит эксперт.
"Азербайджан, в свою очередь, закупает высокотехнологичное оружие в индустриально развитых странах, в частности, в Израиле, у него на вооружении всегда передовые технологии, что позволяет, помимо прочего, повышать интеллектуальный уровень военнослужащих и командного состава, которые работают с передовыми видами вооружений», – резюмировал Олег Кузнецов.