Медведев не готов «нажать» на Саргсяна, – считает Эльхан Шахиноглу.
Как сообщает AZE.az, азербайджанский политолог Эльхан Шахиноглу в интервью Regnum поделился своими взглядами на ситуацию в регионе.
– Как вы считаете, доволен ли Баку посреднической миссией Кремля в разрешении нагорно-карабахской проблемы?
– Начнем с того что, если раньше официальный Баку отношения с Россией предпочитал называть стратегическим партнерством, – в данный момент иногда используют даже термин “стратегический союзник”. Хотя в чем заключается этот стратегический союз, мне непонятно. Президент России Дмитрий Медведев в августе прошлого года в Ереване подписал соглашение о продлении срока дислокации военной базы, согласно которому российская военная база отвечает и за безопасность Армении.
Медведев полтора года ведет активную посредническую миссию между Азербайджаном и Арменией по урегулированию карабахской проблемы, но результата нет. Азербайджанские официальные лица питали надежду на то, что Медведев сможет убедить армянского коллегу Сержа Саргсяна принять Расширенный Мадридский план. Эти ожидания тоже не оправдались, Медведев не только не готов нажать на Саргсяна, он ко всему прочему вообще безразличен к последнему плану, подготовленному Минской Группой.
Для Медведева важнее, чтобы в регионе был сохранен статус-кво, было тихо и спокойно, и в этом он хочет заручиться поддержкой и Саргсяна, и Алиева. Может, поэтому после последней Сочинской встречи официальные лица Азербайджана все реже говорят о военном пути решения нагорно-карабахской проблемы. Посредническая миссия Медведева больше отвечает интересам Армении, нежели Азербайджана. Сохранение статус-кво означает продолжение оккупации.
– Почему же тогда, как вы упомянули, Баку именует Москву стратегическим союзником?
– Во-первых, видимо, Баку не хочет портить отношения с Москвой и признает лидерство России в регионе. Во-вторых, внешняя политика Кремля по духу близка Баку.
– Но кроме России, Азербайджан имеет еще одного стратегического союзника – Турцию…
– К сожалению, в азербайджано-турецких отношениях вопросов не поубавилось. За последние полтора месяца государственный министр Турции Зафер Чаглаян дважды поднимал один и тот же вопрос: почему Азербайджан не отменяет визы для граждан Турции? Министр прямо говорил, что нерешенность визового вопроса мешает союзническим отношениям. Министр прав. Сколько ни говори “один народ, два государства” – во рту слаще не становится. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган еще в декабре прошлого года должен был приехать в Баку. Прошло несколько месяцев, визит так и не состоялся. И вряд ли состоится, если Баку не решит визовый вопрос.
Эрдоган на одном из последних предвыборных митингов прямо заявил: “между братьями не должно быть визовых преград”. В Баку же никакой реакции. Хотя всем понятно, что именно Турция главный политический и военный союзник Азербайджана, и начнись завтра война, первым на помощь Баку придет Анкара. Не зря Эрдоган на том же митинге недвусмысленно произнес еще одну фразу: “Безопасность Азербайджана, включая Нахичевань и Карабах, – это наша безопасность”. Эту фразу общественные круги и простые люди Азербайджана восприняли с большим воодушевлением.