Дальнейшее сохранение ситуации статус-кво дает возможность продолжения диалога между конфликтующими сторонами, считает российский эксперт.
Как сообщает AZE.az, Новости-Азербайджан публикует интервью с президентом Научного общества кавказоведов Александром Крыловым.
– Что Вы ожидаете в 2015 году в мировой политике, будет ли наращиваться противостояние Запада с Россией?
Вряд ли можно ожидать, что в 2015 г. мировая политика выйдет из состояния турбулентности. Территории конфликтов, анархии, зоны социального бедствия с каждым годом расширяются. Отношения России с США и ЕС переживают кризис, который вряд ли закончится быстро.
Срок начала новой "разрядки" в отношениях России и Запада зависит от факторов глобального и регионального характера, и от того, в каком положении окажется каждая из сторон нынешнего конфликта. Очевидно, что России предстоит пройти через большие трудности и испытания, но ее гражданам не следует впадать в уныние и панику по этому поводу.
Нынешний кризис в отношениях с США и ЕС несет в себе не только трудности, но и новые большие возможности для России, связанные с наращиванием восточного и южного векторов ее политики и экономики. Будущие перспективы России во многом зависят от того, насколько успешно удастся избавиться от ее прежней избыточной зависимости от коллективного Запада, и от того европоцентризма, который был свойственен значительной части российского общества.
Для Запада дальнейшее ужесточение противостояния с Россией означало бы слишком большие экономические потери. Очевидно, что санкции против российских энергетических компаний и полный отказ от поставок российских нефти и газа в современной ситуации больше ударит по Евросоюзу, чем по России (хотя и у нее проблем будет много).
Расплачиваться за дальнейшую конфронтацию с Россией будет, прежде всего, Европа, и это может повлечь за собой рост напряженности в отношениях США-ЕС и стимулировать дальнейшее развитие центробежных тенденций внутри Евросоюза.
Поэтому сценарий наращивания давления на Россию со стороны ЕС/США имеет большие ограничители, которые будут оказывать сдерживающее влияние на наиболее воинственную часть американских и европейских политиков. Наращивание же нынешнего противостояния до стадии военной конфронтации представляется тем более маловероятным.
– Падение цен на нефть, а также курса рубля по отношению к доллару вводит российскую экономику в кризисное положение. Как Вы считаете, будет ли способствовать создание ЕАЭС улучшению экономического положения России?
– И здесь, наряду с проблемами во многих отраслях экономики, российские производители получают новые возможности, связанные с прекращением засилья их американских и европейских конкурентов. Последние после распада СССР получили уникальные возможности по завоеванию российского рынка, чем и воспользовались с большой для себя выгодой.
В результате Россия прочно села на "нефтяную иглу", получила презрительное прозвище мировой "керосинки", которой предрекалась скорая смерть от "голландской болезни". Теперь те политики и эксперты, которые сокрушались по поводу слишком высоких цен на энергоносители на мировых рынках, забыли о своих прогнозах и предрекают крах России уже не из-за высоких, а из-за низких цен на энергоносители. И на этот раз подобный мазохизм (а у кого-то и стремление видеть только то, что хочется), не имеет под собой достаточных оснований.
В нынешней ситуации России важно вовремя решать встающие перед ней проблемы. Одним из основных способов решения российских проблем становится политика диверсификации, мноковекторности ее политических, экономических и культурных связей. Очевидно, что если такая политика будет успешной,- это позволит решить нынешние социально-экономически проблемы и укрепить положение России на международной арене.
Создание ЕАЭС можно рассматривать как составную часть нынешней российской политики диверсификации. Сейчас нет недостатка в публикациях и заявлениях разного рода политиков и экспертов о том, что ЕАЭС является мертворожденным проектом, у него нет будущего и т.п. На самом деле, для подобного пессимизма нет оснований. ЕАЭС – это один из современных интеграционных проектов, степень его успешности покажет будущее. То же самое можно сказать и о других интеграционных проектах (ЕС, БРИКС, АТЭС, ШОС, ГУАМ и пр.), которым также вовсе не гарантировано счастливое будущее.
Успех проекта ЕАЭС будет зависеть, прежде всего. от того, удастся ли превратить его в дееспособный "кооператив", члены которого общими усилиями будут решать свои проблемы на взаимовыгодной основе. В этом случае ЕАЭС может стать действенным средством улучшения экономического положения всех его государств-членов объединения. Но если возобладает принцип "собеса", если часть членов ЕАЭС будет стремиться решить свои проблемы не за счет кооперации и собственных усилий, а в первую очередь за счет российских финансовых вливаний, вряд ли можно ожидать, что проект ЕАЭС получит историческую перспективу.
– Как Вы оцениваете отношения России и Азербайджана? Какое расширение сотрудничества ожидается в дальнейшем?
– Руководство Азербайджана не раз заявляло, что наши отношения могут служить примером взаимодействия между соседними государствами, что они имеют характер стратегического партнерства. И в Москве считают большим достижением устойчивый и стабильный характер наших двусторонних отношений, официальные представители РФ много раз повторяли, что российско-азербайджанские отношения достигли уровня стратегического партнерства.
В наших двусторонних отношениях имеется много проблем, но они не переходят в конфликтную стадию. Во многом это объясняется политикой невмешательства во внутренние дела друг друга, что особенно важно на фоне подобных вмешательств и вооруженных интервенций, которые широко практикуются США и ЕС.
Для России Азербайджан является ценным торговым партнером и важной частью новых транспортных коридоров Север — Юг, которые связывают ее с Ираном и странами Южной Азии. Имеются большие перспективы расширения двустороннего сотрудничества уже в 2015 г. Они связаны с уходом с российского рынка многих западных производителей, это открывает перед азербайджанским бизнесом большие возможности. В настоящее время важно не упустить время и суметь этими возможностями воспользоваться раньше, чем это сделают его конкуренты из других стран.
– Некоторые эксперты считают, что создание ЕАЭС будет мешать урегулированию карабахского конфликта, и еще больше усилит статус-кво, что неприемлемо для Азербайджана. Как бы Вы оценили данный вопрос и возможно ли решение или сдвиги на пути урегулирования этого конфликта в 2015 году?
– Разве можно помешать тому, чего в реальности не существует? Урегулирование карабахского конфликта не происходит, наоборот, наблюдается тенденция к его обострению. Нынешний статус-кво – это балансирование сторон на грани начала новой войны, последствия которой могут стать катастрофическими для всего региона.
Дальнейшее сохранение ситуации статус-кво дает возможность продолжения диалога между конфликтующими сторонами. Альтернативой может стать возобновление военных действий или иностранное военное вмешательство в дела региона в рамках международной миротворческой операции под эгидой США и их союзников.
Военный сценарий несет в себе реальную опасность национальной катастрофы для обоих государств. Приход же в регион США и/или других внешних сил, которые продиктуют сторонам свое решение проблемы Карабаха, а затем будут диктовать свою волю Баку и Еревану, будет означать конец суверенитета для Азербайджана и Армении. В такой ситуации сохранение статус-кво не представляется самым негативным сценарием для Азербайджана и Армении.
На сегодняшний день сохранение статус-кво является для сторон конфликта "менее худшим" вариантом, чем остальные, куда более худшие. Но естественно, что такая ситуация не может продолжаться вечно, конфликт продолжает оставаться препятствием для развития обоих государств, осложняет ситуацию во всем регионе.
Однако рассчитывать на решение карабахского конфликта в 2015 г. не приходится, в более отдаленной перспективе мирное урегулирование возможно. Но только при условии, что уже сейчас противоборствующие стороны начнут закладывать для него основу, снижать уровень взаимного неприятия и противостояния (военного, дипломатического, пропагандистского и т.п.). Без такой основы мирное решение невозможно в принципе, здесь никакая активность международных посредников ничего не решит. Пока никакого продвижения в этом направлении не наблюдается и вряд ли фактор членства Армении в ЕАЭС окажет здесь какое-то влияние.
Если рассматривать вероятность слома ситуации статус-кво в ближайшем будущем, то они могут возникнуть, прежде всего, благодаря тем процессам, которые происходят к югу от зоны карабахского конфликта. Расположенная там обширная зона политической нестабильности, рост влияния приверженцев Всемирного халифата и других экстремистских сил несут в себе принципиально новые вызовы безопасности государств Южного Кавказа. Очевидно, что в случае распространения активности ИГ на этот регион прежние проблемы и конфликты могут утратить свою актуальность.