Эксперт: реализация крупнейших газовых проектов в ближайшее время маловероятна

Азербайджанский эксперт оценил перспективы газовых проектов, касающихся нашей страны.

Как сообщает AZE.az, проект трубопровода Одесса-Броды все еще не нашел реальных очертаний по причине отсутствия долгосрочных контрактов, сказал Новости-Азербайджан Глава Центра Нефтяных Исследований Азербайджана (ЦНИА) Ильхам Шабан.

По его словам, в реализации проекта продолжения трубопровода Одесса-Броды до Польши на сегодняшний день большой интерес проявляют Беларусь и страны Балтии.

«На сегодняшний день большая часть проектов, предусмотренных на нефтегазовом рынке, не может найти практической реализации, как по причине отсутствия должной финансовой поддержки, так и отсутствия контрактов на долгосрочную перспективу», – отметил Шабан.

Как сообщил эксперт, с ноября текущего года проект реализации перешел на аверсный режим, добавив, что в целях рентабельности проекта, наиболее активно используется венесуэльская нефть с использованием танкерных перевозок.

«На данном этапе проект все еще находится на стадии предварительной пробы. Безусловно, при наличии контракта, заключенного хотя бы на пятилетний срок и в объеме 10 миллионов тонн, можно было бы достраивать трубу в сторону Польши и продлевать ее дальше. А пока что приходится довольствоваться небольшими объемами поставок, – считает эксперт.

Собеседник, так же как и многие эксперты, не уверен, что в этом проекте будет задействована азербайджанская нефть. «Во всяком случае, совершенно очевидно то, что азербайджанская нефть может пойти в Одесса-Броды, если найдется реальный покупатель», – уточнил он.

По мнению эксперта, наиболее конкретным среди всех нефтегазовых проектов, в плане реализации, можно считать проект «Северный поток».

Как известно, в предстоящем 2011 году предполагаются поставки газа в объеме 27,5 миллиардов кубометров, с последующим наращиванием до 55 миллиардов кубометров.

«В целом, проект достаточно успешно выполняется, поскольку все условия для его реализации имеются. Нет проблем ни с финансовой точки зрения, ни в стабильности цен на газовые поставки. Более того, большим преимуществом в реализации проекта является отсутствие посредников.

Газ продает Россия, а покупателем выступает Германия. Нет посредников, нет транзитной страны, напротив, есть газовые ресурсы и финансовая стабильность. Какие могут быть проблемы, если проект изначально уже имел и политическую поддержку со стороны России и Германии? Что касается экологических проблем, то и они были также беспрепятственно разрешены на дипломатическом уровне», – считает Шабан.

Что касается подключения Азербайджана к проекту Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), по оценке эксперта, это могло бы быть целесообразно в нескольких случаях. Во-первых, если бы Запад полностью отказался от азербайджанского газа, что практически исключено. Во-вторых, если бы были созданы благоприятные условия для строительства Транскаспийского газопровода. И, в-третьих, если Туркменистан предложил бы Азербайджану очень хорошие транзитные условия.

«Относительно эффективности проекта ТАПИ, думаю, что шансов на это у него не более 10%. Причем, 5% из этих 10% я отвожу на долю Туркменистана, а другие 5% – на долю Индии. Шансы у Пакистана и Афганистана в этом вопросе практически на нуле.

Было бы удивительно, если бы посредством них была бы возможна доставка газа, а от вложенных средств была получена солидная прибыль. Этим странам следовало бы разобраться первым делом с вопросами безопасности.

Я считаю, что саммит глав этих четырех стран, который прошел в первой декаде в Ашхабаде, можно считать большим достижением для Туркменистана, прежде всего потому, что Туркменистан этим самым показал и России, и Китаю, и Ирану, а также потенциальным покупателям газа, что у него в перспективе есть альтернативные источники. Поэтому, с дипломатической точки зрения, это было очень продуманным шагом», – уверен эксперт.

Практически, с 2006 года с повестки нефтегазового рынка не сходит реализация проекта «Белый поток», предусматривающего транспортировку газа из Грузии в Румынию и Украину, и оттуда в Европу.

Как сказал эксперт, проект имеет много проблем, связанных с финансированием, а также отсутствием покупательского спроса.

«С учетом этого, в ближайшей или среднесрочной перспективе по реализации этого проекта, также как и проекта Набукко, который продолжает вызывать массу разговоров и противоречий, я не вижу», – убежден Глава ЦНИА.

По оценке эксперта, на нынешнем этапе Азербайджан проводит активную политику по региональному сотрудничеству в решении газовых вопросов, в частности это касается ближайшей перспективы в рамках стадии-2 и разработки Шахдениз.

Излишки газа на региональном уровне желают реализовать Россия, Иран, необходимо иметь в виду и рост удельного веса азербайджанского газа на грузинском рынке.

«По сути, возможно, чуть больше получит вместо 6 до 7 миллиардов кубометров газа и Турция. Других изменений в ближайшей перспективе вплоть до 2016 года не предвидится.

Примерно такова нынешняя ситуация по реализации всех газовых проектов, предусмотренных в среднесрочной перспективе», – резюмировал эксперт.