Эксперт: реальность в том, что проект Nabucco не реализуется

Запад направляет послания, именно так расценивает эксперт заявления участников строительства о выходе консорциума «Набукко».

Как сообщает AZE.az, немецкая энергетическая компания RWE AG пересматривает целесообразность своего участия в консорциуме “Набукко”. “В изменившихся условиях в связи с планированием новых газопроводных проектов мы в настоящее время перепроверяем, будут ли в “Набукко” в дальнейшем учтены наши предложения”, – заявил в субботу концерн RWE AG. Решение о выходе из проекта пока не принято. “Мы по-прежнему убеждены, что “Набукко” в своем изначальном виде является лучшим вариантом для всех сторон”, – говорится в заявлении компании, которое приводит австрийская газета Wirtschaftsblatt.

В конце апреля венгерская компания MOL заявила о готовности продать свою долю в консорциуме. Согласно заявлению MOL, есть слишком “много неопределенности вокруг проекта, которую трудно игнорировать”. После этого, по данным немецкого издания Spiegel, возросли сомнения в целесообразности участия в проекте и у руководства RWE. В середине апреля глава RWE Юрген Гроссман заявил, что концерн может изменить свои планы относительно участия в строительстве “Набукко”. Он отметил, что важнейшей задачей является доставка каспийского газа в Европу в нужном объеме, и компания будет рада, если сможет его получить по другим газопроводам.

В заявлении отмечалось, что приоритетом для RWE является наличие источника газа при минимально возможных инвестициях, так как перед компанией стоят задачи по снижению долговой нагрузки, и отказ от планов по “Набукко” может дать ей возможность сэкономить значительную сумму. Начало строительства газопровода, протяженность которого составит 3,9 тысячи километров, а максимальная мощность – 31 миллиард кубических метров в год, намечено на 2013 год.

Ранее планировалось приступить к строительству в 2012 году, а первые коммерческие поставки газа ожидались в 2015 году. Поскольку проект обсуждается уже с начала 2000 годов и сроки его реализации постоянно откладываются, ряд аналитиков сомневаются в том, что он вообще будет реализован. Политические проблемы вокруг Ирана и введение экономических санкций против страны заставляют “Набукко” искать альтернативные источники поставок. На данный момент консорциум пытается договориться с Азербайджаном о поставках газа со второй фазы разработки месторождения Шах-Дениз, передает РИА “Новости”.

Участниками проекта строительства газопровода с равными долями – по 16,67% акций – являются шесть компаний MOL (Венгрия), OMV Gas GmbH (Австрия), Botas (Турция), Bulgargaz (Болгария), Transgaz S. A. (Румыния) и RWE (Германия). О намерении войти в проект заявляла и немецкая газовая компания Bayerngas.

Как заявил в беседе с “Эхо”, комментируя это сообщение, председатель Центра экономического и социального развития Вугар Байрамов, заявление участников консорциума об их возможном выходе следует расценивать как послание США и ЕС. “Реальность заключается в том, что проект “Набукко” не реализуется. Несмотря на переговоры, пока что рано говорить о реализации этого проекта. И тем не менее, ввиду того, что США и ЕС поддерживают этот проект и ведут работы по его реализации, этот проект нельзя назвать мертвым”.

В этой связи, как отмечает В.Байрамов, образовалась сложная ситуация. “С одной стороны проект поддерживается, с другой стороны он не реализуется”. Исходя из этого, по мнению эксперта, послание о выходе членов консорциума из него является своего рода обращением к силовым центрам. “В частности, согласно задумке членов консорциума, Брюссель и Вашингтон должны активизировать свою деятельность в этом направлении и предпринять более серьезные шаги”.

На самом деле, как отмечает В.Байрамов, компании информируют о выходе из консорциума после того, как это сделают. “В данном случае это скорее звучит как предупреждение, нежели реальное намерение. Если консорциум так и не смог добиться решения о прокладке газопровода, то дальнейшее его существование с экономической точки зрения не может быть обосновано. Дальнейшая участь проекта будет зависеть от решений, которые будут приняты в Вашингтоне и Брюсселе”, – заключил В.Байрамов.