Эксперт: решение о размещении РЛС в Армении может быть принято

Директор российского Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев считает, что многое в вопросе строительства РЛС в Армении будет зависеть от позиции азербайджанской стороны по Габалинской РЛС.

Как передает AZE.az, глава МИД Сергей Лавров, отвечая на вопросы журналистов в Баку, заявил, что если говорить о контексте ПРО, то предполагалось не совсем совместное использование, предлагалась схема, в рамках которой данные, которые поступают на Габалинскую РЛС и на новую РЛС на территории России, были бы доступны на основе взаимности, чтобы совместно отслеживать угрозы ПРО.

По словам главного российского дипломата, он надеется, что администрация США, которая выдвинула схему базированного подхода в наращивании ПРО в Европе, услышит об озабоченности России и будет готова вести диалог и обсуждать различные варианты. «Главное, чтобы работа была совместной», – добавил Лавров.

По его словам, на переговорах в Азербайджане тема Габалинской РЛС обсуждалась, но не с точки зрения существа переговорного процесса, а в плане процесса оптимизации сотрудничества. «Азербайджанские коллеги рассматривают его, и надеемся, вскоре мы получим ответ», – сказал министр.

Тема ПРО и РЛС во многом неожиданно была поднята в Армении. Премьер-министр Армении Тигран Саргсян в интервью «Коммерсанту» заявил, что Ереван может дать добро на строительство российской радиолокационной станции на территории Армении, если Москва и Баку не договорятся об условиях аренды Габалинской РЛС.

«Почему нет?», – сказал глава армянского правительства. По его словам, все обсуждаемо. «Если наша территория представляет собой такой интерес, то мы готовы обсуждать этот вопрос. Думаю, что здесь даже могут быть преимущества, так как Армения – горная страна. Охват может быть шире», – сказал Саргсян.

Комментируя для «Вестника Кавказа» такое предложение главы армянского правительства директор российского Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев отметил, что оно может заинтересовать российскую сторону. «Я думаю, что вопрос можно поставить так, что многое будет определяться от позиции азербайджанской стороны», – отметил эксперт.

По его мнению, нынешняя позиция пока не является до конца конструктивной, потому что если говорить об арендной плате, то сумма должна соответствовать тем задачам, которые станция решает. И, например, если плата за Габалинскую РЛС выставляется в таком же объеме, как за транспортную базу в Киргизии «Манас», то, по мнению Владимира Евсеева, вполне естественно у России возникает желание такой объект не использовать.

Эксперт отметил, что «с военной точки зрения сильной потребности использования Габалинской РЛС не существует, поскольку в настоящее время сооружается второй блок Армавирской РЛС, которая работает в этом же направлении и имеет более высокую точность обнаружения объектов». Евсеев уточнил, что новая станция является намного более экономичной и, что немаловажно, находится на территории Российской Федерации.

Военный специалист особо подчеркнул тот эффект, который может быть достигнут за счет увеличения дальности действия. Дальность действия Габалинской РЛС составляет 5-7 тыс. км, у Армавирской дальность приблизительно от 3 до 5 тыс. км. Фактически можно говорить о том, что для таких масштабов расстояние, разделяющее станции, уже нивелируется. По словам эксперта, таких параметров покрытия вполне достаточно, чтобы выявлять возможные ракетные угрозы.

«С моей точки зрения, Россия вполне может пойти на отказ от продления срока аренды, который истекает в конце этого года, – отметил Владимир Евсеев, – в этом случае вполне возможно, что Россия пойдет на создание станции на территории своего союзника, с которым есть союзнические отношения, а именно Армении, и никто этого исключать не может».

В качестве примера эксперт привел наличие у России военной базы в армянском Гюмри, а также то, что Россия имеет определенные обязательства перед Арменией по защите ее территории от внешнего нападения.

«Учитывая все вышеперечисленные факторы, решение о размещении станции вполне может быть принято, – считает Евсеев. Для России, особенно в свете усиленных попыток со стороны стран НАТО расширить партнерство между НАТО и Арменией, создание такого объекта может охладить пыл некоторых представителей НАТО, которые хотели бы видеть Армению в составе этой организации».
Владимир Евсеев пояснил, что Азербайджану предлагалась не только модернизация станции. «В принципе рассматривался даже вопрос о создании в ближайшей перспективе в Габале новой станции типа «Воронеж», – отметил он. По мнению Владимира Евсеева, ввиду того, что второй блок армавирской станции является метровым («Воронеж-М») и фокусируется на юго-восток (первый блок – «Воронеж-ДМ» – дециметровый и ориентирован на юго-западное направление), Россия могла бы поставить в Азербайджане «Воронеж-ДМ» как более высокоточную станцию, которая работает в дециметровом диапазоне.

«Я думаю, в том случае, если азербайджанская сторона будет проявлять к России некоторые чрезмерные требования, то Россия станцию «Воронеж-ДМ» может поставить и на территории Армении», – отметил эксперт. По его мнению, территориально вполне реально найти места, где можно было бы разместить эту станцию, и направить ее в сторону того региона, который интересует Россию с точки зрения обеспечения ее безопасности.

Отмечая возможную выгоду для России, Владимир Евсеев высказал мнение, что в любом случае это будет укреплять сотрудничество с Арменией, потому что «Россия будет иметь дополнительную информацию, можно будет выбрать диапазон действия этой станции, потому что здесь уже нет привязки: с новой станции можно будет выбрать наиболее «ракетоопасное» для России направление».
При этом нужно учитывать то, что Турция рассматривает вопрос о создании ракет средней дальности, во всяком случае, такие заявления были сделаны политическим руководством страны, заметил эксперт. Он отметил, что с этой точки зрения размещение такой станции в Армении оправдано она не обязательно должна быть направлена в сторону Ирана, она может быть направлена и в сторону других государств, как, например, Турция. Во-вторых, сказал Евсеев, в эту зону может попасть и Израиль, который сейчас находится на стадии создания ракет межконтинентальной дальности стрельбы. «Я считаю, что для России было бы желательно разместить станцию, которая будет работать не в иранском направлении, а в направлении юго-запада в целях освещения турецкой территории и территории Израиля», – заявил Евсеев. Очевидной проблемой в этом направлении, по мнению эксперта, является то, что армавирская станция имеет другой диапазон, не располагающий к успешному мониторингу данной территории.

Появление российской РЛС, по мнению эксперта, было бы интересно с военной точки зрения, особенно в свете последних изменений в мире, особенно если учитывать возможность применения силы в Сирии. Причем эта возможность не исчезнет даже в том случае, если события будут разворачиваться даже по умеренному сценарию.

«Я считаю, что этот вопрос нужно серьезно рассмотреть, и в принципе он не так уж завязан на Азербайджане», – подвел итоги эксперт. Также он отметил, что том случае, если Азербайджан будет проявлять настойчивость в изменении цены на аренду Габалинской РЛС, возможность постройки российской РЛС на территории Армении будет дополнительным аргументом в переговорах.