Эксперт: Решение парламента Франции ставит под сомнение объективность этой страны в качестве посредника в урегулировании нагорно-карабахского конфликта

«Турция – единственный крупный игрок на стороне Азербайджана, Анкара находится в поисках роли, соответствующей ее силе и авторитету в регионе».

Как передает AZE.az, американский аналитик по Южному Кавказу, исследователь вашингтонского Фонда Джеймстаун Владимир Сокор заявил АПА, что принятие законопроекта, предусматривающего наказание за отрицание «геноцида армян», ставит под сомнение объективность посреднической миссии Франции в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.

В.Сокор анализирует нынешнее положение в мирном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта и деятельность Минской группы.

«На этом форуме Франция представляет Евросоюз и не намерена уступать сопредседательство Евросоюзу. Интерес же Евросоюза к Южному Кавказу постепенно растет, и нынешний формат переговоров без Евросоюза кажется устаревшим».

Сокор отмечает, что президент Саркози выдвинул инициативу в связи с «геноцидом армян» накануне президентских выборов.

«Саркози пытается опередить на президентских выборах своего соперника, кандидата от социалистов Франсуа Олланда. Стараясь получить голоса армянской диаспоры, Олланд также некоторое время назад выступил с подобной инициативой. Однако такого рода жесты не забываются так легко, как краткосрочные избирательные кампании. Подобные жесты сильно влияют на внешнюю политику, дипломатию, в особенности на отношения с Турцией. Это решение также ставит под сомнение объективность посреднической миссии Франции в армяно-азербайджанском конфликте».

По мнению аналитика, сделавшие для себя выводы после российско-грузинской войны США и Франция, начиная с 2008 года, уступили лидерство России в посреднической миссии.

В 2009-2011 гг. президент России Дмитрий Медведев и министр иностранных дел Сергей Лавров провели ряд встреч со своими коллегами из Азербайджана и Армении. Основная цель встреч – подготовить определенные рамки для решения карабахского конфликта. Президенты США и Франции Барак Обама и Николя Саркози на встречах с президентом России неоднократно заявляли о поддержке его посредничества.

«Все три сопредседателя Минской группы продолжают совместную деятельность на уровне послов. Однако Медведев и Лавров продолжают посредничество за пределами тройки сопредседателей. Наверное, кандидат в президенты Владимир Путин после выборов примет от Медведева эстафету главного арбитра на переговорах».

По мнению аналитика, в тройке сопредседателей возникла асимметричность, и баланс сместился в сторону России. Это правило, выработанное с неофициального согласия сторон, может и измениться.

«Россия отличается от других сопредседателей по нижеуказанным критериям: она больше занимается проблемой, часто принимает участие во встречах, выдвигает самостоятельные инициативы и создает средства воздействия. Россия – союзница Армении, ее войска являются гарантом оккупировавшей азербайджанские земли Армении. Москва использует эту ситуацию как средство воздействия и на Ереван, и на Баку».

«Россия пользуется интересами и своим военным превосходством в регионе. Южный Кавказ имеет приоритет больше для Москвы, чем для Вашингтона. Подобный дисбаланс между интересами в пользу России. Но если Евросоюз превратится в более активного игрока в регионе, положение может измениться».

Говоря в одном из последних отчетов о региональных силах, Сокор отметил, что Турция – единственный крупный игрок на стороне Азербайджана.

«Турция – член Минской группы, но не входит в группу участвующих в процессе сопредседателей. Возложение полномочий посредничества на тройку сопредседателей не позволяет Турции принимать непосредственное участие в переговорах. Анкара находится в поисках роли, соответствующей ее силе и авторитету в регионе».