Эксперт: Россия способствовала «заморозке» карабахского конфликта

Российский эксперт констатирует, что в Баку и в Ереване на проблему Нагорного Карабаха смотрят по-разному.

Как передает AZE.az, «Новости-Азербаджан» публикует интервью c заведующим отделом Кавказа Института стран СНГ, известным российским политологом Владимиром Евсеевым.

– Как Вы на данном этапе оцениваете отношения Азербайджана с Россией?

– После встречи президентов России, Азербайджана и Армении в Сочи военная конфронтация в зоне Нагорного Карабаха была приостановлена. Россия показала, что может способствовать «заморозке» этого конфликта (в ближайшей перспективе разрешение этого конфликта в принципе невозможно). С этой точки зрения для России важно, чтобы  на границах Нагорного Карабаха не происходила дестабилизация ситуации. Полагаю, что в интересах и Армении, и Азербайджана найти компромисс по этому вопросу. Хотя и в Баку, и в Ереване на проблему Нагорного Карабаха смотрят по-разному, поиск компромисса лучше, чем эскалация войск в зоне конфликта.

Считаю, что Россия заинтересована в развитии экономических отношений с Азербайджаном. Это также отвечает интересам Азербайджана. В частности, страны Европейского союза (ЕС) ввели санкции против России, а Москва ответила им продовольственными санкциями. Это позволяет Азербайджану больше экспортировать свою продукцию в Российскую Федерацию. Следовательно,  санкции открывают новое поле для сотрудничества. И это правильно, что такое сотрудничество с Азербайджаном расширяется. Это создает, например, преференции Баку для экспорта  продовольственных товаров, что подтверждает сбалансированную политику Москвы на постсоветском пространстве.

Несмотря на то, что Армения является союзником России, а Азербайджан стратегическим партнерам, Россия ведет ровную политику в отношении обоих государств. В отличие от США, Москва искренне заинтересована в том, чтобы стабильность сохранялась во всем регионе Южного Кавказа. С этой точки зрения Азербайджан всегда может рассчитывать на Россию, которая отчетливо понимает, что дестабилизация Южного Кавказа противоречит ее национальным интересам.

– В сентябре ожидается встреча глав прикаспийских государств в Астрахани. Как вы оцениваете эту встречу? Возможно ли достижение определенных соглашений по поводу статуса Каспия? А также в рамках этой конференции ожидается встреча президентов Ирана, России и Азербайджана. Какие у вас ожидания от этой встречи?

– Полагаю, что Россия смотрит на Азербайджан, как на мост в Иран. Сейчас рассматривается вопрос о поставках электроэнергии в Иран, которые будут осуществляться через территорию Азербайджана. Речь также идет о создании транспортных коммуникаций в рамках проекта «Север-Юг». Уже в этом году планируется значительное увеличение российско-иранского товарооборота (в 2013 г. он составил всего 1,4 млрд долл.). Думаю, что это позволит Азербайджану существенно увеличить товарооборот с обеими странами, а также получить дополнительные финансовые средства за транзит грузов. В целом для Москвы важно, чтобы одновременно укреплялись не только российско-азербайджанские, но и азербайджано-иранские отношения.

Тогда российским компаниям в Исламской республике Иран (ИРИ) будет намного легче работать. При этом рассматриваются различные сферы двустороннего сотрудничества. Это и строительство двух энергоблоков по 1 ГВт на атомной электростанции в Бушере, и реализация сделки «иранская нефть на российские товары», и модернизация железных дорог в ИРИ, и поставка в эту страну оборонительных систем оружия (поставка в Иран тяжелых наступательных вооружений запрещена соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН).

В целом у России с Ираном хорошие возможности для развития двусторонних отношений. Помимо этого США не собираются снимать с ИРИ жесткие финансово-экономические санкции. Это будет еще больше подталкивать Москву и Тегеран к дальнейшему сближению. При этом понимается, что Запад оказывает давление и на Россию, и на Иран и не собирается смягчать по отношению к ним свою позицию. В этих условиях наши страны становятся естественными партнерами

Хотелось бы еще раз отметить важную роль Азербайджана для развития российско-иранских отношений. Причем, для этого нужны региональная стабильность и позитив на межгосударственном уровне. Однако между Азербайджаном и ИРИ существуют некоторые проблемы, которые будут смягчаться по мере укрепления российско-иранских отношений. Именно поэтому выстраивание между Москвой и Тегераном «конструктивного» партнерства полностью  отвечает интересам Азербайджана.

– Реджеп Тайип Эрдоган в качестве президента совершит свой первый официальный визит в Азербайджан. Как этот визит оценивают в России?

– То, что новый президент Турции совершит свой первый официальный визит в Азербайджан – это было очевидно, так как между Азербайджаном и Турцией установлены союзнические отношения, которые продолжают развиваться в различных сферах. Было вполне ожидаемым, что Эрдоган станет президентом Турции, так как на данном этапе он является самым сильным политиком в стране. Теперь нужно ожидать изменения там формы правления, то есть перехода от парламентско-президентской к президентско-парламентской республике.

Сейчас США поддерживают курдов на севере Ирака. Это может создать существенные проблемы в близлежащих государствах. Так, ныне Иракский Курдистан является де-факто независимой страной. В ближайшей перспективе он может стать и де-юре независимым. Тогда будут проблемы не только у Ирана или Сирии. К Иракскому Курдистану захотят присоединиться турецкие курды. Поэтому помогая в Ираке только курдам, США дестабилизирует весь регион.

Эрдоган находится в сложной ситуации. Не понимаю, как можно улучшать отношения с Израилем, и в то же время, поддерживать отношения с палестинской группировкой «ХАМАС». В  этой непростой ситуации президент Эрдоган будет опираться на своих союзников, а Азербайджан является одним из них. Помимо этого, в Анкаре отчетливо понимают важность расширения круга не только союзников, но и партнеров. Среди последних особое место занимает Россия. Поэтому при первой же необходимости обязательно состоится встреча Реджепа Таипа Эрдогана и Владимира Путина.