По мнению эксперта, США и Россия больше не допустят войны в Карабахе.
Как сообщает AZE.az, итоги четырехдневной войны между Азербайджаном и Арменией, спровоцированной армянской военщиной в начале этого месяца, продолжают изучаться не только военными ведомствами противоборствующих сторон, но и армейскими специалистами всего мира. В интервью haqqin.az известный российский журналист, авторитетный военный эксперт Александр Гольц поделился своими наблюдениями относительно эскалации армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
– Как вы оцениваете итоги боевых действий, развернувшихся между Азербайджаном и Арменией в первых числах апреля?
– Если говорить с военной точки зрения, то Азербайджан добился успехов. Но весьма ограниченных. Да, Азербайджану удалось выбить армян с нескольких высот, продвинуться на несколько километров в глубь Карабаха, но, в любом случае, это не стратегический, а ограниченный успех азербайджанской армии.
На мой взгляд, этого успеха Азербайджан добился благодаря тому, что все последние годы активно наращивал свой военный потенциал. Азербайджан закупил тяжелые артиллерийские системы, беспилотники и так далее. Это обеспечило азербайджанской армии возможность продвижения в ходе недавних боестолкновений. На сей раз Азербайджан не штурмовал в лоб укрепрайоны армянской армии, а наносил артиллерийские удары вглубь всей линии обороны армянской стороны. Таким образом, был осуществлен прорыв.
– То есть Азербайджан взял инициативу в свои руки и смог осуществить прорыв. Но почему, на ваш взгляд, Азербайджан не стал закреплять свой успех?
– Горный рельеф – он всегда на стороне обороняющихся. Активно и успешно наступать в горной местности, да еще в местах, где много лет возводились укрепрайоны армянской армии, задача не из легких. Если не удалось в первые часы боестолкновений одержать стратегическое преимущество, это неизбежно означает, что наступающая сторона увязнет в мелких стычках и не сможет продвинуться дальше.
Для того чтобы побеждать в горной местности, необходимо многократное превосходство наступающей стороны в живой силе и технике. Насколько можно понять, многократным превосходством тут Азербайджан не обладает. То есть превосходство есть, но не многократное. Вообще, такого преимущества нет ни у одной из сторон. И это следует признать.
– Чем объясните рост русофобских настроений в Армении?
– Вспышка боевых действий в Карабахе означает огромное поражение российской дипломатии. Россия полагала, что, поставляя оружие конфликтующим сторонам, она поддерживает баланс сил. Как видим, политика сдержек и противовесов не сработала. По крайней мере, не стала сдерживающим фактором.
С другой стороны, надо понимать, что для Армении Россия, при всей непоследовательности ее политики, является единственным источником и вооружения, и безопасности. Давайте называть вещи своими именами: Россия продает Азербайджану оружие и выделяет из своих же средств кредиты для приобретения Арменией российского вооружения. Это большая разница. Кроме того, нужно иметь в виду, что Россия взяла на себя обязательства обороны всех границ Армении.
– Разве эти обязательства распространяются на оккупированные Арменией азербайджанские территории?
– Однозначно не распространяются. С точки зрения международного права российские гарантии безопасности не распространяются на Нагорный Карабах.
– Армения просит Россию и Израиль не продавать вооружение Азербайджану. Прислушаются ли в этих странах к мольбам Еревана?
– Не могу сказать насчет Израиля, но что касается России, то основные военные контракты с Азербайджаном уже выполнены. Кроме того, в силу падения цен на нефть у Азербайджана значительно снизились финансовые возможности для приобретения вооружения и военной техники в прежних объемах.
Но я не думаю, что Россия вообще откажется продавать вооружение Азербайджану, если с его стороны поступит подобное обращение. Нужно понимать, что это является и неким средством давления на Баку. Все-таки военные контракты – очень интимная область отношений между государствами, которая требует определенной доверительности.
Например, в случае боевых действий осуществляет ли сторона, которая поставляла вооружение, ремонт и обслуживание военной техники? Осуществляет ли своевременную поставку запчастей, комплектующих и боеприпасов? Поэтому в любом случае поставки оружия – это важный рычаг давления. Другой вопрос, в какой степени он действует на Азербайджан.
– Существует мнение, что боевые действия в начале апреля были этакой разведкой боем перед возобновлением крупномасштабной войны между Азербайджаном и Арменией. Насколько обоснован такой ход развития событий?
– Не сказал бы, что это была разведка боем. Если конфликт, который был разморожен и перешел в горячую фазу, но затем был приостановлен, это означает, что конфликтующие стороны предупреждены. Никакой внезапности больше не произойдет. Внешние силы – США и Россия, которым совершенно не нужна война в Карабахе, – будут усиленно давить на Баку и Ереван, с тем, чтобы предотвратить его возобновление. С военной точки зрения, лишь внезапность может обеспечить успех военных действий. Этой внезапности больше не будет.