По словам Рустама Мамедова, текст Конвенции по правовому статусу Каспия не удастся согласовать до конца года.
Саммит глав прикаспийских государств, намеченный на конец текущего года в России, может и не состояться, считает политолог, известный эксперт по вопросам Каспия Рустам Мамедов.
26 апреля в Баку началась встреча специальной рабочей группы по подготовке Конвенции по правовому статусу Каспия на уровне замминистров иностранных дел пяти прикаспийских государств: Азербайджана, России, Казахстана, Туркменистана и Ирана.
В ходе своих выступлений представители России и Ирана выразили надежду завершить подготовку Конвенции по правовому статусу Каспия до конца текущего года, то есть до очередного саммита глав прикаспийских государств, который ориентировочно должен пройти в ноябре 2011 года в России.
«Дело в том, что для проведения такого большого и важного мероприятия, как саммит глав пяти прикаспийских государств, необходима конкретная повестка дня, заключающаяся в подписании важного документа. В данном случае речь идет о Конвенции по правовому статусу Каспия. Но я уверен, что до конца года Конвенцию не удастся подготовить, а, следовательно, не с чем будет проводить саммит глав прикаспийских государств», – заявил Мамедов, передает AZE.az со ссылкой на Новости-Азербайджан.
По его словам, такая ситуация вокруг урегулирования спорных вопросов на Каспии, в том числе и вокруг разработки Конвенции по правовому статусу Каспия, связана с общей ситуацией, складывающейся в мире.
«В настоящее время весь мир все еще погружен в экономический кризис, и наиболее влиятельные страны бьются над выходом из кризиса и восстановлением своей экономики. С другой стороны, последние события в арабском мире также отвлекли внимание мировой общественности от проблем Каспия. В итоге вопросы, связанные с урегулированием спорных вопросов на Каспии, отошли на второй план в мировой повестке дня. А раз нет большой заинтересованности в урегулировании этих проблем, то они не будут разрешены в ближайшее время», – отметил Мамедов.
Вопрос определения правового статуса Каспийского моря актуализировался после распада СССР, когда появление новых субъектов международного права – государств Азербайджан, Казахстан и Туркменистан – поставило вопрос о разграничении Каспия уже между пятью странами. До этого статус Каспия регулировался договором 1921 года между Россией и Персией, а также Конвенцией о поселении, торговле и мореплавании 1931 года и Договором о торговле и мореплавании 1940 года между Советским Союзом и Ираном.
Сложности определения статуса Каспия связаны, в частности, с признанием его озером или морем, разграничение которого регулируется разными положениями международного права.
Переговорный процесс по установлению нового правового статуса продолжается до сих пор. В рамках процесса были проведены три встречи на высшем уровне с участием глав прикаспийских государств, последняя из которых состоялась в ноябре 2010 года в Баку.
Россия, Азербайджан и Казахстан подписали двусторонние соглашения, регулирующие вопросы разграничения дна северной части моря, но остается нерешенным вопрос использования его акватории. В свою очередь, Иран предлагает разделить море на пять равных частей по 20% каждому прибрежному государству, против чего выступает, в частности, Азербайджан.
Остается нерешенным также вопрос определения координат срединной линии моря, по которым будет определяться граница национальных секторов на Каспии Туркменистана и Азербайджана.