Интенсивные российско-американские отношения, направленные на урегулирование карабахского конфликта и сближение Турции с Арменией, могут приветствоваться.
Как сообщает AZE.az, заместитель директора Института исследований Европы, России и Евразии Школы международных отношений Эллиотта американского Университета Джорджа Вашингтона Кори Уэлт (Cory Welt), который в настоящее время читает лекции в Азербайджанской дипломатической академии, дал интервью АПА.
– Габалинская радиолокационная станция в Азербайджане долгое время рассматривалась как возможная составляющая американо-российского сотрудничества. Затем переговоры приостановились. Недавно же появилась информация, что Россия приступила к модернизации станции. Может ли этот факт изменить ситуацию?
– Возможно. Но это также зависит и от интересов Азербайджана. Вопросы, возникшие в связи с предложением о совместной противоракетной обороне НАТО, остались без ответа: Кто будет защищать европейские и азиатские страны, оставшиеся за пределами НАТО? Будет ли Россия нести ответственность за страны-члены Организации договора о коллективной безопасности? Кто будет нести ответственность за Азербайджан, Грузию, Украину и Молдову? Эти вопросы также должны быть учтены.
– С другой стороны, генсек НАТО заявил, что альянс создаст отдельную от России систему противоракетной обороны. Может ли это еще более накалить обстановку в регионе?
– Генсек НАТО, еще раз повторив постоянную позицию НАТО, сказал, что цель НАТО и России это координация существующих в отдельности оборонных систем, а не объединение их в единую систему. Теперь же правительство России заявляет, что оно заинтересовано в создании полностью интегрированной системы. Предложение НАТО не исключает возможности создания в будущем полностью интегрированной системы.
На самом деле, это может быть важным для взаимного доверия и развития практики. Так, вышеупомянутое заявление не должно накалять обстановку, для переговоров еще есть время. Если Россия по техническим и финансовым причинам возражает против сепаратных систем, тогда эту проблему можно решить. Если причина возражения заключается в политике, то тогда проблему будет решить сложно.
– Каковы перспективы новой эры американо-российских отношений?
– Я верю не во внезапное начало новой эры, а в постепенное развитие. По-моему, обе стороны понимают, что у них есть определенные общие интересы и могут создать еще более тесное американо-российское сотрудничество. Ситуация в Грузии остается вопросом, который надо срочно решить.
Без преувеличений можно сказать, что у России и Грузии есть потенциал, чтобы остаться двумя самыми близкими союзниками на постсоветском пространстве. Даже решение российско-грузинского конфликта, в определенном смысле отвечающее интересам двух партнеров, сможет внести большой вклад в начало «новой эры».
– Если Россия и США начнут сотрудничество в области безопасности, какова будет роль Южного Кавказа в нем?
– Говорить о сотрудничестве между Россией и США в области безопасности на Южном Кавказе очень рано. Более реальные перспективы для сотрудничества в области безопасности присутствуют в Центральной Азии, нежели на Кавказе. Правда в том, что Россия, Азербайджан и Грузия стали важными партнерами НАТО в Афганистане.
С другой стороны, для достижения долгосрочного мира и стабильности Россия и США должны просмотреть пути для того, чтобы сыграть роль моста между Грузией и Абхазией и Южной Осетией. Интенсивные российско-американские отношения, направленные на урегулирование карабахского конфликта и сближение Турции с Арменией, могут приветствоваться. Воспользовавшись поддержкой России и США, возможно создание позитивной связи между этими двумя процессами.