Эксперт: США исходят из необходимости укрепления отношений с Баку в непростое время

США уже сегодня рассматривают ключевые страны в стратегически значимых для себя регионах, где они могут запустить на перспективу свою экономическую модель. 

Как передает AZE.az, США намерены увеличить объем инвестиций в Азербайджан, заявил в конце прошлой недели заместитель помощника секретаря торгового департамента США по региону Европы, Ближнего Востока и Африки Майкл Лалли. Он участвовал в Баку конференции, посвященной 20-летию Американо-азербайджанской торговой палаты (USACC) и визиту торговой миссии США в Баку. Лалли напомнил, что США с момента провозглашения независимости Азербайджана были одними из крупнейших инвесторов в страну. 

«Если раньше мы инвестировали только в нефтегазовый сектор, то теперь мы планируем сосредоточиться на ненефтяной сфере: логистика, фармацевтика, информационные технологии и так далее», – сказал Лалли. 

Накануне делегацию во главе Лалли принял глава Министерства экономики и промышленности Азербайджана Шахин Мустафаев. Как сообщили Trend в пресс-службе ведомства, во время встречи Шахин Мустафаев также отметил, что отношения между Азербайджаном и США расширяются, успешно продолжается развитие сотрудничества в сферах образования, безопасности, транспорта, логистики, борьбы с терроризмом и энергетики. 

До сегодняшнего дня США вложили в экономику Азербайджана 10 миллиардов долларов инвестиций. На данный момент в Азербайджане действуют 235 американских компаний. За 9 месяцев этого года товарооборот между странами вырос на пять процентов. 

В интервью порталу «Москва – Баку» эксперт аналитического центра КУБ Надана Фридрихсон рассказывает о причинах, которые могли побудить американцев увеличить инвестиции в азербайджанскую экономику. 

– Надана, как вы предполагаете, почему американцы решили больше не увязывать свою инвестиционную активность с политикой, с темой «прав человека в Азербайджане»? 

– Майкл Лалли озвучил очень интересное обещание. Заявление выбивается из сложившегося контекста отношений Вашингтона и Баку. Достаточно продолжительное время США давали недвусмысленно понять, что не прекратят давление по «теме прав человека», что, как правило, негативно отражалось на политических и экономических отношениях. Тем не менее, теперь прозвучало обещание увеличить инвестиции в Азербайджан. 

По всей видимости, это не просто слова для красивого кадра. Это продуманное предложение деловым кругам страны. 

Интересно, что инвестиции будут затрагивать не нефтяной сектор. По всей видимости, это решение не спонтанное – оно связанно с геополитической конфигурацией в регионе, которая будет формироваться в ближайшее время. 

– И американцев не останавливает, что экономика республики переживает сложные времена? Они надеются «отбить» свои деньги? 

– Азербайджан активно не фигурирует в сирийском кризисе и в теме борьбы с ИГ, но тем не менее играет не последнюю роль. Южный Кавказ вообще реагирует на активность террористов и при этом является выходом для Запада к Каспию, а Азербайджан – один из ключевых игроков в этом регионе. 

Видимо, США теперь исходят из понимания, что ИГ сильно там, где слаба государственность. Очевидно, что они не хотят допустить экономического кризиса в Азербайджане, что бы ничего не угрожало начатым газовым проектам TAP-TANAP, а также надеждам в перспективе запустить Транскаспийский газопровод.

ИГ уже прямо угрожало Азербайджану, и внутри страны теоретически могут быть завербованные террористами агенты влияния. В соседней Грузии тоже происходят тревожные события, – например, возник сайт на грузинском языке, пропагандирующий идеологию ИГ и в отдельных регионах Грузии, вроде Панкисского ущелья, компактно проживают те, на кого эти «месседжи» рассчитаны. 

Очевидно, что американцы не хотят дестабилизации Южного Кавказа, – по крайней мере дестабилизации не по своим лекалам, а лекалам террористов, которых потом уже невозможно будет взять под контроль. Кроме того, Вашингтон раздражает сближение Москвы и Баку, которое также усиливается на фоне борьбы с ИГ. 

Вот почему США исходят из необходимости укрепления отношений с Баку в непростое экономическое время. В их понимании азербайджанский фактор, в том числе, призван сдерживать растущее влияние Турции, которая в последнее время пытается снова играть свою собственную пьесу на сирийском театре действий. 

– Если бы Вашингтон решил просто поддержать Баку, он мог бы снова инвестировать в нефть и газ. Чем вызван именно такой выбор – логистика, фармацевтика, IT-технологии? 

– Особенно любопытно, что США положили глаз на логистику. По всей видимости, можно говорить о попытках создания экономического блока, который в завершенном виде – при решении существующих проблем – может в будущем сильно пошатнуть позиции России. Москва только что прозевала на Дальнем Востоке создание Тихоокеанского союза, а теперь рискует – уже у своих южных рубежей – пропустить создание аналогичных союзов, – при участии, например, Азербайджана, Грузии, Турции и Ирана. 

Когда закончится сирийский кризис, конкуренция стран снова перейдет в плоскость экономической интеграции. Вновь активизируется Евросоюз и со своей программой «Восточного партнерства». 

Россия тоже попытается оживить проект Евразийского экономического союза. 

А США уже сегодня рассматривают ключевые страны в стратегически значимых для себя регионах, где они могут запустить на перспективу свою экономическую модель. Они вкладывают в логистику, которая при других обстоятельствах может работать и в торговом плане, и в энергетическом. Они готовы инвестироваться в IT-технологии, что, конечно, позитивно скажется на экономике выбранной страны – в данном случае Азербайджана. Это откроет новые рабочие места, поможет перестроить экономику, зависящую от нефти и так далее. 

– Политические отношения Баку и Вашингтона тоже могут потеплеть? 

– США выстраивая стратегическую линию на будущее, предлагают Азербайджану помочь снять экономику с нефтяной иглы. Это очень важное предложение. Оно строится на предположении, что поднять цены на нефть в скором времени не получится. 

Фактически Вашингтон нашел удачное время, чтобы предложить Баку перезагрузку отношений. 

И, да, конечно, за этим паровозом идет и политический контекст. Для отказа от такого предложения должны быть очень веские причины. Если Баку согласится, то по законам жанра, вслед за экономическими переменами, будет выстраиваться и несколько иной политический фон.