По мнению независимых экспертов, число нелегалов на азербайджанском рынке труда составляет от 30% до 50%.
Как сообщает AZE.az, об этом “Эхо” заявил председатель Лиги защиты трудовых прав граждан Сахиб Мамедов. “Мы еще в 2007-2008 годах провели исследование на трудовом рынке. Тогда, согласно нашим исследованиям, число участников неформального рынка труда составило 40%.
При этом ряд экспертов считал, что наши цифры занижены, и число нелегально работающих превышает отметку 50% от общего рынка труда. В любом случае кто-то может поставить под сомнения наше исследование. Мы сами не претендуем на точность наших исследований. Но для этого необходимо провести аналогичное исследование. Я же в свою очередь с полной долей уверенности могу сказать, что число участников неформального рынка труда исчисляется сотнями тысяч”.
К примеру, как продолжил С.Мамедов, львиная доля занятых в сфере общепита людей работает без регистрации. “Персонал в домах торжеств достигает до ста человек, при этом только 5-10 из них имеют трудовой договор. При этом официально заработная плата зарегистрированных сотрудников составляет всего лишь 80-85 манатов. Схожая ситуация обстоит в строительном секторе, где также работодатели не горят желанием регистрировать своих сотрудников”.
По мнению эксперта, ситуация в сфере неформального рынка труда не меняется в лучшую сторону. “Некоторые компании вовсе не считаются с государственными органами”. Для простых же компаний, по мнению независимого эксперта, административные меры уже не дают нужного эффекта. “Для юридических лиц сумма штрафа составляет 20 тыс. манатов. Для физических лиц сумма штрафа составляет от 3 до 5 тыс. манатов. Это в достаточной степени высокая сумма для работодателя, годовой оборот которого не превышает 20 тыс. манатов.
Несколько таких штрафов могут привести к закрытию предприятия. Мы еще в тот период заявляли, что надо применять более целесообразную сумму для штрафа. Несколько тысяч манатов штрафа за привлечение к трудовой деятельности без соответствующей регистрации для юридических лиц было бы вполне достаточно”. Но, по словам эксперта, авторы идеи резкого повышения штрафа за привлечение к нелегальной трудовой деятельности считали, что это снизит удельный вес неформального рынка труда. “Но на практике работодатели находят другие пути и продолжают прибегать к нелегальному труду”.
Как добавил С.Мамедов, Министерство труда пытается снизить число нелегалов, но силами одного ведомства решить проблему невозможно. “Государственная инспекция труда регулярно проводит рейды и выявляет случаи эксплуатации труда без соответствующей регистрации. Однако сфера контроля должна быть усовершенствована. Дело в том, что число сотрудников инспекции труда составляет всего лишь несколько сот человек. Столь малочисленному персоналу сложно регулярно держать под контролем трудовой рынок, число участников которого исчисляется сотнями тысяч”. В любом случае, по словам председателя, сотрудники инспекции в случае выявления нарушения закона штрафуют за эксплуатацию труда без соответствующего разрешения.
“После этого работодатель вынужден уже регистрировать своего сотрудника, но на этот раз уже используется практика двойной бухгалтерии. При этом порой разница между официальной и реальной заработной платой доходит до 10 раз”. С другой стороны, как сетует С.Мамедов, не произошли изменения в сфере домашней прислуги. “Параллельно с обогащением людей число домашней прислуги (поваров, охранников, садовников) также увеличивается. Но при этом не один человек из домашней прислуги не имеет соответствующего трудового договора. В частности, работодатель даже при желании не может заключить договор с домашней прислугой по той причине, что ему законодательство этого не позволяет”.
По мнению эксперта, частично вина за отсутствие договора при трудовой деятельности лежит также на самих рабочих. “Часто работники не имеют информации о привилегиях, которые сулит официальная трудовая деятельность. Другая часть из них, имея соответствующую информацию, не требует соблюдения своих прав. Особенностью трудового рынка Азербайджана является изобилие трудовых сил. На одно рабочее место претендуют несколько человек. Исходя из этого, рабочий не горит желанием входить в конфликт с работодателем во время вступления на работу. Даже во время долгой трудовой деятельности рабочий также не упоминает о трудовом договоре. В противном случае ему могут просто сказать, чтобы не приходил на работу на следующий день”, – сетует С.Мамедов.