Эксперт: третья девальвация маната неминуема

Под давлением китайского кризиса и кризисов в других странах цены на нефть в 2016 году упадут еще ниже, что девальвирует манат еще больше.

Как сообщает AZE.az, сайт Minval.az опубликовал блиц-интервью c политическим экспертом, руководителем российского Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василием Колташовым.

— Учитывая тот факт, что экономика Азербайджана держится на нефти, хотелось бы узнать ваше мнение относительно судьбы цен на «чёрное золото». Что нас ждёт?

— И Азербайджан, и Россия сейчас одинаково зависят от Китая. 2016 год — год Китая в самом негативном ключе. Уже начало года привело к остановке торгов на бирже Шанхая и запрету иностранным банкам «трогать» юань.

Что все это означает? Под давлением китайского кризиса и кризисов в других странах цены на нефть в 2016 году упадут еще ниже, что девальвирует манат еще больше, да и рубль — его северного брата тоже.

Мы входим в эпоху дешевой нефти. Возможно, минимум цен (меньше 25 долларов за баррель) мы увидим, когда в КНР в полную силу развернется промышленный кризис. Может быть, это случится даже не в этом году.

— Национальная валюта Азербайджана — манат — признана самой худшей валютой в мире. Агенство Bloomberg, к примеру, назвала её «несчастной». Стоит ли ожидать третью девальвацию в условиях «плавающего курса» национальной валюты?

— Да, третья девальвация маната неминуема.

— Как, на Ваш взгляд, можно решить вопрос возвращения долларовых кредитов? Население ждет решения правительства о возвращении кредитов по старому курсу…

— Скорее всего, с долларовыми кредитами внутри страны поступят «по-русски» — пересчитают на манаты и больше не будет никаких долларовых кредитов. Так уже сделали в России.

Но от этого положение должников не станет радикально легче. Выплачивать всё равно придется много, поскольку пересчет будет не по старому, а по новому курсу.

— Бытует мнение, что энергетические проекты с участием Азербайджана в будущем возместят потери от падения цен на нефть…

— Надо понимать, что газ отныне такой же маловыгодный товар, как и нефть, тем более, что в Турции положение также ухудшается. Спад в экономике Турции в 2016 году будет очень сильным, и сбывать там сырьевые товары станет не так просто.

— Как Вы думаете, есть ли шансы на восстановление азербайджанской экономики?

— Дело в том, что для Азербайджана нет шанса на восстановление былого роста экономики, как его нет для Казахстана, России или Украины. Нам всем нужна реиндустриализация и развитие общего (конфедеративного, если говорить политически) рынка. Нужна протекция местным производствам не сырьевого профиля, нужны заградительные пошлины. Но это задача не для ближайших месяцев. Пока же Азербайджан в сообществе братских постсоветских и не постсоветских экономик будет падать.

У кризиса глубина очень велика. А измерить ее пока можно только примерно, ориентируясь на падение китайского рынка и производства. Этим-то и будет создана кульминация второй волны кризиса.