Эксперт: В стратегических планах ГНКАР Украина занимает особое место

Украина поставила задачу о диверсификации своего энергетического рынка, и постепенно этот рынок будет расти, а Азербайджан заинтересован в рынках сбыта. Таким образом, интересы наших стран в энергетической отрасли совпадают, считает эксперт Ильхам Шабан.

Как передает AZE.az, руководитель Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабан заявил в интервью Новости-Азербайджан, что наша республика и Украина тесно сотрудничают во всех международных и региональных проектах, активно развиваются и экономические взаимосвязи.

– Как развиваются отношения Азербайджана с Украиной в энергетической сфере? В последнее время наблюдается замедление процессов, с чем это связано?

– Азербайджан и Украина являются стратегическими партнерами. Отношения Азербайджана с Украиной в энергетической области можно характеризировать как развивающиеся, так как страны сотрудничают в рамках различных проектов. Причем, часть этих проектов нацелена на перспективу. Если учесть, что Украина перед собой поставила задачу о диверсификации своего энергетического рынка, и постепенно этот рынок будет расти, а Азербайджан заинтересован в рынках сбыта, то интересы этих стран в энергетической отрасли совпадают. Предстоит только совместить эти интересы за счет соответствующей инфраструктуры, а это дело времени.

Стоить отметить, что Азербайджан и Украина тесно сотрудничают во всех международных и региональных проектах, активно развиваются и экономические взаимосвязи. Локомотивом в углублении азербайджано-украинских отношений в области энергетики в настоящее время являются проекты Госнефтекомпании в Украине. Недавно был открыт 34-й по счету автозаправочный комплекс под брэндом SOCAR в Украине. В целом же ГНКАР планирует через несколько лет их общее количество довести до 100 единиц. В стратегических планах Госнефтекомпании Азербайджана Украина занимает особое место. Здесь количество АЗС в ближайшие 10 лет вырастет до 1000 единиц. В связи с этим ГНКАР даже рассматривает возможность приобретения доли в каком-либо НПЗ Украины, если коммерческое предложение будет удовлетворительным.

– Остается ли актуальным вопрос возобновления прокачки азербайджанской нефти по трубопроводу «Одесса-Броды»? На какой стадии находится данный процесс?

– Этот вопрос всегда актуален, так как по трубопроводу «Одесса-Броды» в свое время ГНКАР осуществила прокачку нефти. Сейчас просто коммерческая составляющая вопроса не удовлетворяет требования Госнефтекомпании, поэтому транспортировка нефти в направлении Одесса-Броды не производится. Хотя с началом добычи кашаганской нефти уже с 2014 года данный маршрут вновь может быть актуальным, поскольку из Черноморского бассейна кашаганская нефть не может быть транспортирована только через турецкие проливы. К этой нефти уже проявляют определенный интерес НПЗ в Центральной Европе, и один из путей доставки может быть «Одесса-Броды», и далее по существующей инфраструктуре… SOCAR Trading имеет хороший опыт работы по поставке нефти по инфраструктуре «Одесса-Броды» и далее.

– Предприятие «Сарматия» заявляет, что единственная проблема и требование к азербайджанской стороне – предоставление письменной гарантии об обеспечении поставок в необходимом объеме. Есть ли заинтересованность Азербайджана в данном вопросе?

– Производители сырья в Азербайджане уже несколько лет предпочитают реализовать нефть по CİF-контрактам, то есть доставка прямо к заказчику (в частности НПЗ). Поэтому при заинтересованности возможна поставка нефти из Азербайджана в Одессу и далее… Однако здесь нужна коммерческая заинтересованность самих компаний, и не надо искать политические мотивы долгосрочных соглашений. Если заказчика заинтересуют добывающие компании, то будут определенные объемы для прокачки по трубопроводу «Одесса-Броды», если нет, то здесь политика бессильна.

– Каковы перспективы сотрудничества с Украиной в энергетической сфере? В 2014 году ожидается подписание соглашения о закупке Украиной азербайджанского газа… Какова позиция России в данном вопросе как основного поставщика газа в Украину?

– После выбора маршрута поставок азербайджанского в Европу ТАР, я думаю, что вероятность импорта Украиной азербайджанского газа снизилась до минимума. Дело в том, что в случае экспорта азербайджанского газа в Европу по маршруту Nabucco West Украина могла бы импортировать азербайджанский газ с территории Румынии. А сейчас – каким образом это произойдет? Через территорию России? Туркменская практика показывает, что это вряд ли реализуемо. А другой инфраструктуры просто нет! Создать новую инфраструктуру именно для поставок газа для Украины невыгодно с коммерческой точки зрения официальному Киеву – вряд ли правительство Украины решится инвестировать несколько миллиардов евро.

Естественно, Россия в любом случае будет воспринимать негативно любое решение официального Киева по диверсификации своего газового рынка. Так как, Украина – традиционный рынок сбыта российского газа, и Газпром не захотел бы выпустить из-под своего влияния этот рынок. Причем для Москвы газовый рынок Украины не ограничивается только экономическими интересами.

– Почему Азербайджан отказал Украине в проекте TANAP?

– Очень просто: от участия Украины в этом проекте акционеры не получали бы никаких шансов по движению вперед проекта – у Киева нет свободного газа на Каспии, нет финансовых возможностей, и, наконец, Киев не способен реализовать свою долю транспортируемого газа в Европе. При таком раскладе, зачем участникам трубопроводной компании нужен проблематичный акционер? Можете представить, чтобы Украина, допустим, имея 10% в проекте, вдруг заявила о намерении рассмотреть вопрос о транспортировке по трубопроводу иранского или иракского газа в Болгарию и далее Румынию, а затем в Украину. То есть никто не говорит, что иранский газ попал бы в Украину, однако для давления в переговорах с Газпромом такие «сюрпризы» могли бы встречаться. А это в свою очередь нагнетало бы обстановку в регионе…